«Выход» будет в Каннах!

На Каннский кинофестиваль от России в программу «Уголок короткого метра» попал фильм режиссера и сценариста Михаила Учителева «Выход».

Алена ЛЬВОВА
info@gazetastrela.ru
Картина снималась за счет собст­венного финансирования Учителева в двух городах – Берлине и Петербурге, заняты в ней в основном питерские артисты.
А посвящена лента холокосту. Тема не нова, но Михаил сумел ее подать по-своему – проникновенно и очень личностно, через нравст­венный выбор 2 главных героев, которых очень точно играют актер Александр Алексеев и оперная певица, режиссер Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерваторииЭлина Амромина.
Коллизия разворачивается на оккупированной фашистами территории, где директор театра, обрусевший немец Густав, прячет в подвале оперную певицу-еврейку Эдит. Комендант города разыскивает укрывающихся евреев, особенно пристальное внимание его обращено к музыкантам, а номером один значится прима Эдит Гольдшмидт. Когда комендант узнает, где прячется девушка, он ставит перед Густавом условие: «Если в течение 24 часов певица не обнаружится, вы будете расстреляны». Какой выход найдут эти двое? Столь непростую нравственную и психологическую задачу зритель будет решать вместе с героями.
Фильм позволяет прочувствовать, как начинается оккупация, как усиливается с каждой минутой напряжение. Этому помогают и музыка, и темп действия, и меняющийся свет.
– Мне очень хотелось обратиться к жанру чистой трагедии, – рассказывает Михаил Учителев. – Основой послужил древнегреческий миф об Альцесте, отдающей жизнь ради спасения своего мужа Адмета и вызволенной из-под власти Аида Гераклом (в нашем случае – Густавом). Тут слышен мотив самопожертвования, неслучайно на протяжении всей картины звучит прекрасная и светлая музыка из оперы Глюка «Альцеста» и оперы Беллини «Сомнамбула», связанная с сюжетом фильма вполне конкретными аллюзиями. Как часто люди перестают верить в другого человека и в чистоту помыслов, но ведь в нас изначально, еще на уровне каменного века, природой заложены инстинкты, которые заставляют приходить на помощь друг другу, жертвовать своей жизнью ради чужой. Мы просто забыли об этом. Но в глубине нашего существа, эти качества живут.
И тот выход, который находится в фильме, носит скорее не материальный, а метафизический смысл. Зажатые несвободой Густав и Эдит, оказавшиеся на островке искусства, этим искусством и спасаются, сохраняют в чистоте свои души.
Режиссер, сочиняя сюжет, прибег к документальной истории, произошедшей во Львове, когда немец спасал двух работников-евреев от уничтожения в концлагере. Каково же было удивление Учителева, когда, уже приступив к съемкам, он натолкнулся на еще одну вполне реальную историю, изложенную в воспоминаниях советского режиссера Сергея Радлова. Когда Театр им. Ленсовета в марте 1942 года был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Пятигорск, который через несколько месяцев захватили фашисты, Радлов, чтобы спасти примадонну театра, еврейку Тамару Якобсон, поменял одну букву в ее документах – и она стала шведкой Якобсен. Этот факт еще больше укрепил режиссера в вере, что идея абсолютной трагедии, идея жертвенности и спасения – совершенно неслучайна, она рефрен человеческой жизни.

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes