Ирония судьбы

«Если бы каждый жил по совести — было бы замечательно», — эти слова Эльдара Рязанова цитировали в последние дни в каждой второй заметке, посвященной памяти Мастера. Увы, с его уходом  делать это нам станет еще труднее.

…Его фильмы — наш культурный код, по которому мы навсегда родом из России, куда бы не забросила судьба. «Гусарская баллада», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Служебный роман», «Ирония судьбы» — перечитываешь фильмографию и не веришь: разве бывает так, чтобы каждый фильм — бессмертный?

Бывает, если ты талантлив и при этом не изменяешь себе. Потому что тогда ты работаешь не ради сиюминутной выгоды и не фальшивишь.

В каждом его фильме, даже самом комедийном, незримая глубина. Иначе почему мы раз за разом пересматриваем давно выученные кадры?

Но лично я благодарна Эльдару Александровичу не только и не столько за них.

Несколько лет назад я прочла его отзыв о книге, которая во многом изменила мою жизнь.

«Это для меня самая высокая литература, потому что она объединяет полную правду жизни и невероятный талант автора, — говорил он о двухтомнике Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный». — Мне Татьяна Александровна Гердт сказала, что есть замечательная книжка. Я открыл, понял, что это будет про ГУЛАГ и подумал: что я могу еще прочитать про ГУЛАГ после Солженицына, Шаламова, Гинзбург? Но дальше я не мог оторваться, я плакал, я сейчас, когда вспоминаю свои впечатления — это невозможно, это невероятно».

Эта рекомендация для многих послужила поводом познакомиться с действительно уникальной книгой и ее автором.

После известия об уходе Рязанова я позвонила Тамаре Владиславовне, чтобы попросить сказать несколько слов о нем.

«Я горюю – и не только о мастере, который внес столько в кино, но и просто по-человечески», — со слезами в голосе сказала она и поделилась воспоминанием, как уже будучи серьезно больным, он приходил к ней в гости, и как тепло они посидели, разговаривая обо всем.

Для меня взаимосвязь этих людей неслучайна и знакова: оба они из тех редких личностей-камертонов, по которым можно и нужно сверять свою жизнь.

В прошлом году, в самом начале антиукраинской компании, Эльдар Александрович был в числе тех, кто подписал письмо с предложением о проведении Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».

Его гражданская позиция многим встала тогда поперек горла, и только непререкаемый авторитет автора всеми любимых фильмов не дал слепить из него очередного «врага народа» и антипатриота.

Он был как раз настоящим патриотом: не раз признавался, что не может больше двух недель находиться за границей — тянет его в родную языковую и климатическую среду, хоть и напоминает она порой концлагерь.

О лагере, кстати, он знал не понаслышке — его родной отец много лет провел в цепких когтях ГУЛАГА. Так что многое про свою родину великий режиссер знал и понимал лучше, чем кто бы то ни было.

И поэтому имел полное право написать строки, которые многих покоробили, но от этого не перестали звучать как горькое пророчество.

 

«Жить бы мне

В такой стране,

Чтобы ей гордиться,

Только мне

В большом говне

Довелось родиться.

[…]

Сколько лет

Все нет и нет

Жизни человеческой.

Мчат года.

Всегда беда

Над тобой, Отечество».

 

Такая вот ирония судьбы.

 

Гульсара Гильмутдинова

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes