Даже если он бронзовый

9 ноября в Музее Москвы прошли «Пионерские чтения», посвященные творчеству Василия Шукшина. В фильме «Калина красная» его герой говорит: «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре…».

Колонки, прочитанные колумнистами «Русского пионера» в этот вечер, были как раз такими патронами. На самом деле темы было две — «Шукшин» и «Детство». Но, как оказалось, они неразрывно связаны.

Главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников уже приглашал на сцену противоречивого Андрея Бильжо. А противоречие заключалось в том, что очень уж хотелось последнему, чтобы колонка называлась «Важная роль», а не «Костя, Катя и Шукшин», как предложила редакция. Но, как говорится, что написано пером…то можно прочитать прямо со сцены. Так и поступили. И все узнали о тайном месте силы – стеклянной пельменной, где знакомились в советские годы студенты. И о том, как фильм «Калина красная» стал для Кости и Кати (тех самых, которых так старательно хотел убрать из названия колонки Андрей Бильжо) началом совместной жизни.

А вот адвокат Павел Астахов, как выяснилось, стал по-новому воспринимать «Калину красную»  после того как, будучи уполномоченным по правам ребенка, посетил колонию для несовершеннолетних в Бийске. Ту самую, где делались первые кадры фильма и где находится самый необычный музей, посвященный Василию Шукшину.

Какое-то время спустя дебютант «Пионерских чтений» Эдуард Лимонов сравнил детство с жизнью заключенных. Вот вам и очередная, хоть и несколько неожиданная точка соприкосновения двух заявленных тем.

«Состояние детей я бы сравнил с горькой судьбой заключенных. Они ждут, кто шестнадцати, кто уже восемнадцати, с таким же нетерпением, как заключенные ждут окончания срока. Только и различия, что дети не сосредоточены в тюрьмах, а рассеяны по семьям. Где им, как правило, все нельзя, а если все можно (бывают такие семьи), так это еще хуже, поскольку дома-то можно, а в детском саду или в школе по-прежнему все нельзя…Детей в крестьянских семьях делали много — не по причине отсутствия противозачаточных средств, но с целью увеличить количество работников в семье: тогда община наделяла семью большим количеством земли и росло благосостояние. Детей старались держать в черном теле, старший в семье, отец или дед, «большак», заботился, чтоб они не бунтовали. А вы говорите, «детство — счастливейшая страна грез».

Композитор Александр Журбин тоже поставил под вопрос «счастливость» детства. И осмелился предположить, что сладостным и идиллическим оно может быть только в романе Льва Толстого: «Как правило, в романах тяжелое детство заканчивается счастливой жизнью. Золушка всегда начинает и выигрывает, становится принцессой (или графиней) и ходит в хрустальных башмачках. В реальной жизни как раз наоборот. Кто плохо начинает — без всех описанных выше признаков материального счастья, — как правило, и кончает плохо: в тюрьме, на каторге, живет в нужде, много болеет, рано умирает».

Как и подытожил в конце вечера писатель Виктор Ерофеев: «Все семьи счастливы одинаково, но у каждой семьи есть свой полдень, в которой она особенно счастлива”. А о том, что часто именно в этот самый полдень раздается оглушительный выстрел, мы умолчим».

Актриса Чулпан Хаматова, которая сыграла одну из главных ролей в знаковом спектакле Театра наций «Рассказы Шукшина» не смогла прийти. А вот ее коллега по «Современнику» Дарья Белоусова пришла и блестяще прочитала колонку о своем детстве.

«Из детства рождается человек? Нет. В детстве человек и является человеком… именно потому, что не успел еще обрасти навязанным соцпакетом, придуманными обязанностями, чужими представлениями, религиями, условностями и назиданиями взрослых о том, «как надо». Детство — это шанс быть собой. Детство — это «неправильно — как норма», а значит, самый истинный ты».

Писатель Дмитрий Быков в этот вечер тоже выбрал свободу — колонку читать не стал, а пустился в размышления о творчестве двух Василиев – Аксенова и Шукшина. Он сравнил их произведения – «Дикой» и «Упорный» – и в итоге пришел к выводу, что если Аксенов – это драма, то Шукшин —  всегда трагедия. А потому в их рассказах о гениальном сельском самородке и вечном двигателе у одного колесо крутится, не останавливаясь, а у другого нет. Вот только что из этого страшнее, будет определять уже сам читатель.

«И то вечное движение — неосмысленное, машинальное, — которым окружена эта роковая неподвижность, лишь подчеркивает ее. Природа движется, а человек в ней застыл; и эта природная вечность — не утешение, а живой укор. Поистине, романтик Аксенов верил в то, что русские колеса не остановились, шуршат приводные ремни, щелкает дощечка, отсчитывая годы; реалист Шукшин видел, что все ушло в трение, и единственное, что удалось Моне Квасову, — сломать велосипед. Это лучше, конечно, чем изобретать его, но тоже, если вдуматься, не шибко радостно».

Для Дианы Арбениной Василий Шукшин такой, как в ее собственном рассказе о нем, который она не желает править, признавая единственным достоверным фактом умение чувствовать и любить.

А вот актриса Ольга Аничкова увидела в бронзовом памятнике Василию Шукшину друга еще в школьные годы во время экскурсии на «Мосфильм». С тех пор она обсуждала с ним большие взлеты и жесткие падения: «Потом мы здоровались, когда я шла мимо него на двенадцатичасовую съемку чудесной сказки, которая так и не вышла в прокат. Сказал: «Бывает и так». Потом — когда летела счастливая со съемок, где меня угораздило в очередной раз очень удачно влюбиться. Улыбнулся: «И так бывает!» Он видел меня зареванной после принудительного увольнения с должности редактора одной очень симпатичной программы, которая снималась в павильонах «Мосфильма». «Не твое, значит», — говорит. Видел потом, как я тащу двумя руками пять чемоданов с костюмами и реквизитом для съемки очередного актерского портфолио…И это все был наш с ним общий секрет. Идти на трудное и важное дело гораздо проще, когда тебя встречает и провожает друг, даже если он бронзовый».

Следующие «Пионерские чтения» состоятся 12 декабря. Темой встречи станет ее величество Нефть.

Кирилл КОВАЛЕНКО

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes