«Корабли по реке всегда плывут в обе стороны»

На любой прием в Литовское консульство нужно идти обязательно: наши соседи угощают так, что воспоминания о виноградных улитках (а в стране есть даже национальная ассоциация по их выращиванию), копченой рыбе или мёде, который лично собирает мэр Аникщяй, потом греют очень долго. Вот и в ходе разговора с генеральным консулом Дайнюсом НУМГАУДИСОМ я нет-нет, да отламывала хрустящие «ветки» шакотиса – литовского свадебного торта, выпекаемого на открытом огне.

Наталья ЛАВРИНОВИЧ
law@gazetastrela.ru

– Поезд до Вильнюса сейчас стал не очень бюджетной историей: плацкарт начинается от 5 тысяч рублей, купе и того дороже…

dajnyus-numgaudis – Раньше, как вы помните, было два поезда: один прямой, он шел через Латвию и Даугавпилс, второй – Санкт-Петербург—Калининград. Последние два года единственная возможность железнодорожным путем приехать в Литву и Вильнюс – это именно калининградский транзитный поезд. Не такая уж и малая часть работы генконсульства связана с тем, чтобы обеспечить транзит по упрощенным документам. Мы стараемся, чтобы процесс был организован лучше, мягче, чтобы люди чувствовали как можно меньше неудобств.

Мы очень сожалеем, что не осталось прямого поезда до Вильнюса, он был хорошим вариантом. Тут много факторов вступило в игру. Первый – тот, что уменьшилось число пассажиров в связи с экономической ситуацией в России. Второй – были недоработки с обеих сторон по рекламе возможностей двух стран. В Литве практически не чувствуется обдуманной программы популяризации Санкт-Петербурга. Казалось бы, потенциал Северной столицы и так очевиден – но ведь и «Кока-кола» себя рекламирует не потому, что ее никто не знает. В Литве почти нет доходчивой информации о туристических ресурсах Петербурга, для меня самого было открытием цена гостиниц здесь, я был приятно удивлен. Если бы у нас знали, что цены в Санкт-Петербурге заметно ниже, чем в Вильнюсе, для людей это стало бы стимулом приехать.

Третий фактор – экономический. Ценовая политика во многом зависела от инфраструктуры, при этом меньшая часть маршрута шла по Литве, большая – по России и Латвии. В последние месяцы билет на поезд стоил почти столько же, сколько на самолет (как раз появился прямой рейс Rusline), а обслуживающего персонала в вагонах стало больше, чем пассажиров.

– А транзитным поездом вам доводилось путешествовать на родину?

– Пока, к сожалению, нет. Но по откликам тех, кто ездит, я знаю, что определенные проблемы есть: поездка, по нынешним временам, очень длинная – до Вильнюса нужно ехать больше 15 часов, комфорт тоже не без нареканий. Не секрет, что гражданам Литвы также нужно приобретать и транзитную белорусскую визу, да и цены на билеты для них иные, чем для россиян. И я не уверен, что без больших инвестиций, без принципиально иного подхода к сервису мы достигнем того, чтобы поток людей, едущих до Вильнюса или в обратном направлении, вырос.

В любом случае, хорошо, что эта ниточка остается. А наша работа – сделать так, чтобы эта ниточка не порвалась.

– Вам ведь наверняка знакома эта схема, так называемый «нестеровский поезд», когда покупают билет до Нестерова, первой российской станции в Калининградской области, а выходят в столице Литвы.

– Это выглядит странно. Но если закрываются двери, люди всегда найдут форточку. Я с этим столкнулся давно, еще на службе в Министерстве образования. К нам приезжали россияне для работы в литовских школах, и я сначала не понимал, почему у них билеты оформлены до Нестерова. А когда увидел экономическую составляющую (то, что перевозки в направлении анклава дотируются и билеты заметно дешевле), понял, почему. Для меня это все равно, что надевать брюки через голову. Но это проблема не Литвы.

Как выглядит поезд

Лично вы любите путешествовать поездами?

– Очень люблю! Но, к сожалению, в Литве не слишком развит железнодорожный транспорт. В советское время километраж железных дорог здесь даже уменьшился по сравнению с тем, что было в довоенные годы: центр Прибалтийской дороги был в Риге, основные инвестиции шли туда. С другой стороны, в Литве всегда были очень хорошие шоссейные дороги, люди предпочитают ездить машинами, автобусами. Тем более что сесть и проехать всю страну за три часа по прекрасной автостраде можно было уже с 1985 года. Однажды, когда мой сын был маленьким, я специально привез его на вокзал, чтобы показать, как выглядит поезд. В другой раз мы отправились поездом в Каунас, чтобы мальчик почувствовал, каково это. Он в жизни, наверное, всего раза три на поезде путешествовал.

– А по России поездом передвигаться не довелось?

– Вот сейчас собираюсь ехать в Москву, это будет мое знакомство с «Сапсаном». От коллег слышу восторженные возгласы и понимаю, как это удобно. Надеюсь, не за горами то время, когда скоростные поезда появятся и в Литве, у нас сейчас строится Rail Baltica, связующая Польшу с Финляндией. Качество путешествий по железной дороге – не только здесь, но и во всем мире, – должно улучшаться: люди понимают, что такое комфорт, а цены на самолет год от года все доступней.

…И все-таки для меня поездка под стук колес эмоционально гораздо ближе, я с ностальгией вспоминаю прошлые путешествия.

– Вы ведь наверняка занятой человек. Поедете в «Сапсане» – что будете делать эти три-четыре часа?

– Это время для себя, время, которого часто не хватает. Даже подготовка к такой поездке увлекает: можно заранее поинтересоваться, какие города проезжаешь, узнать об исторических фактах, событиях. Плюс ответить на те письма, до которых не доходили руки в повседневной суете. Конечно, почитать: я всегда беру в поездку не одну книгу, а несколько, потому что не знаю, какое настроение у меня будет. Поезд – это возможность делать не то, что должен, а то, что хочешь.

Генконсульство – первое впечатление о стране

– Правда ли, что литовская виза делается три рабочих дня? Это, наверное, срочная виза?

– Да. Мы предлагаем такую услугу, и насколько я знаю, в Санкт-Петербурге больше ни одно диппредставительство в эти сроки ее не предоставляет, потому что мы практически единственные, кто работает напрямую, а не через визовый центр (ВЦ).

– Это сознательная позиция?

– Нет, это не принципиально. Даже те консульства и посольства, что работают через визовые центры, принимают документы и напрямую, но основное внимание уделяется все же центрам. У нас не очень скоро закончится тендер по предоставлению услуг ВЦ, по моим расчетам, процесс растянется еще на год с лишним. Так что срочные визы за три дня – одна из наших ниш.

Конечно, и в этом случае нужно помнить, что у того, кто получает литовскую шенгенскую визу, также появляются обязательства по отношению к нашему государству. И что страна, выдавшая ее, должна быть главной целью поездки. Но вообще, сама возможность – в среду утром подать документы, в пятницу получить готовую визу, – приятная.

– Вы недавно говорили: «Мы знаем географию и понимаем, что, направляясь в Литву, удобно пересекать границу в Эстонии или Латвии. Правило простое. Если по штампам турист провел в Эстонии или Латвии один день — в Литву он попасть не успевал. Если больше одного дня, мы считаем, что это была поездка в Литву. Поймите, у нас нет такого национального вида спорта — доказывать, что человек не побывал в Литве».

– Это так. Когда к нам приходят за новой визой, мы предпочитаем верить, что человек побывал именно в Литовской Республике. Но иногда это проверяем. Наша работа состоит не в том, чтобы поймать кого-то на лжи. Те 50 человек, которые ежедневно обращаются в консульство, свою визу получат. Другое дело, если у нас есть основания для недовольства, она будет или короче, чем могла бы, или под поездку, – но всё равно получат.

– Как часто вы выдаете «длинные» визы?

– Более половины выдаваемых – мультивизы на год или два. Сейчас многие покупают в турфирмах сразу два тура в Литву (особенно те, кто уже был у нас): один, предположим, на ноябрьские праздники, другой – на Рождество и Новый год. Тогда мы выдаем мультивизу.

Но хочу напомнить: в международных дипломатических отношениях существует принцип зеркальности. То же самое должна бы делать и российская сторона, но, к сожалению, это не всегда происходит. Наши сограждане сталкиваются с жестким законодательным подходом в части выдачи российских виз.

– Есть ли очереди в консульство?

– Почти не бывает. Все сделано так, чтобы процесс подачи вместе с биометрией занимал 20-25 минут. Мы хотим, чтобы тем, кто к нам приходит, было уютно и тепло. Я своим работникам говорю, что для большинства людей, посещающих Генконсульство, это первое впечатление о стране. Мы поэтому в зале ожидания и литературу положили, и мягкую мебель поставили.

Да, у нас есть проблемы: инфраструктура для людей с ограниченными возможностями не очень развита. Такое случается не часто, но примерно раз в месяц наши полицейские на руках вносят коляску в помещение. Здание нужно немного перестраивать, и хотя мы его арендуем, постараемся в следующем году решить вопрос. Еще мы хотим сделать более комфортным ожидание перед входом, Петербург ведь не отличается хорошим климатом.

– Введение биометрии как-то отразилось на числе виз?

– Перед 14 сентября мы наблюдали увеличение потока, это обычная история, когда впереди неизвестность. По факту биометрия никак не сказалась на количестве виз. Люди понимали, что это прежде всего связано с вопросами безопасности. Что это удобно: достаточно сканировать пальцы один раз, чтобы потом не приходить самому, можно подавать документы по доверенности. У нас есть заявители, которые получают третью визу за год по одним биометрическим данным.

Между прочим, Россия не была первой в этом вопросе: в Беларуси и Казахстане биометрию ввели заметно раньше.

Каждый вложенный в туризм евро

– С приходом lowcost-авиакомпаний и страны Прибалтики в общем, и Литва в частности стали таким трансферным хабом. Как вы к этому относитесь?

– Наша задача в этом случае – сделать так, чтобы люди подольше задержались в Литве. Я в прошлом году был в Исландии. Там сейчас очень популярно такое предложение: люди, которые летят в Америку, рано утром вылетают из Европы, делают промежуточную посадку в Рейкьявике, проводят в стране целый день – посещают Голубую лагуну, другие достопримечательности. Вечером садятся в самолет и летят всю ночь, просыпаются в Америке. Очень интересный подход. Если поток таких туристов к нам будет расти, мы бы хотели, чтобы люди провели день-два в Вильнюсе, Каунасе, Паланге: во всех этих городах и их окрестностях есть, что делать, каждый уникален по-своему. С появлением лоукостеров к нам на мальчишники стали прилетать компании из Дублина, Лондона: можно недорого выпить пива, есть, что посмотреть в историческом плане.

Конечно, и государство должно вкладываться: в рекламу, в инфраструктуру. С другой стороны, в странах с нормальной экономикой каждый бизнесмен почувствует, какие возможности открываются при таком раскладе. Самоуправление Вильнюса и Каунаса дают тому же Ryanar’у большие скидки для того, чтобы полеты осуществлялись из этих аэропортов. В июле 2017 года в вильнюсском аэропорту будет реконструироваться взлетно-посадочная полоса, он закроется, но все перелеты возьмет на себя Каунас.

– Что касается российского турпотока: можно предположить, что за последние годы он слегка сократился.

– Он сократился не слегка, а довольно резко: когда так изменился курс евро, путешествовать для россиян, особенно среднего достатка, стало сложно. Но мы наблюдаем и другую тенденцию. Люди, которые привязаны к Литве, которые с детства с дедушками-бабушками посещали Друскининкай, Бирштонас, Зарасай, Аникщяй, а сейчас возят туда своих детей, все равно едут. Просто изменились привычки: раньше приезжали большими компаниями и минимум на две недели, сейчас – меньшим количеством и на более короткое время.

Иногда по средствам массовой информации проходят новости: курорты Литвы пустуют из-за того, что снизился поток россиян. Ничего подобного: общее число туристов, посетивших страну в прошлом году, выросло на 5% за счет гостей из Германии, Скандинавии. Конечно, не хочется, чтобы нити, связующие нас, порвались. Мы уже доказали, что можем обойтись друг без друга, во многих областях: в туризме, в продовольствии. Но если есть возможность удобно и недорого посещать города и курорты Литвы, почему бы этого не делать?

Корабли по реке всегда плывут в обе стороны. Хотелось бы, чтобы турпоток между двумя странами был обоюдным.

– Что вы советуете посмотреть в Литве в 2017 году, будут ли какие-то события, мероприятия?

– У нас много традиционных мероприятий. Например, в первые выходные марта в Вильнюсе всегда проходит ярмарка национальных ремесел Казюкас, это огромный праздник с массой участников, концертов, мастер-классов. Весь следующий год идет подготовка к столетию празднования независимости Литвы, которое будет отмечаться 16 февраля 2018-го.

Мы хотим, чтобы туристы приезжали не только под событие. Между прочим, это одна из проблем турбизнеса – сезонности. Причем, есть сезонность, когда поток меньше в первую половину недели и растет к уик-энду, а есть та, что зависит от времен года. Наши курорты много над этим работают, скажем, Друскининкай решил проблему абсолютно: в аквапарке там тепло зимой, а летом можно кататься на лыжах в Snow Arena. Курортам очень помогают специальные программы, приходящие из Евросоюза: эти деньги мы вкладываем в сферы, от которых будет большая отдача. Туризм как раз и отличается тем, что каждый вложенный в него евро очень быстро начинает приносить доход.

Мы очень много инвестируем в агротуризм. Вырваться из суеты миллионного города и провести субботу-воскресенье на ферме, в тишине – для этого Литва очень подходит.

– Давно ли вы в Петербурге? Есть ли у вас здесь любимые места?

– Я в Петербурге с сентября прошлого года. Наверное, скажу банальность, но для меня Эрмитаж – то место, без которого нельзя обойтись. Каждый раз, приходя с женой на открытие новой выставки, мы осматриваем и дополнительные залы. Мы очень интересуемся дворцами в пригородах, есть даже план их посещений. Любим театр: только на этой неделе смотрели два спектакля. Работа и отдых часто идут вместе, и посещение культурных мероприятий – тоже работа, сложно отделить одно от другого. Я очень рад, что сейчас живу в Петербурге: через неделю пребывания здесь я почувствовал, что это мой город, и спустя год могу это только подтвердить.

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes