Совесть, которая нас объединяет

В Большом драматическом театре имени Товстоногова – премьера. Уже нашумевшая. «Губернатор» в постановке Андрея Могучего по одноименному рассказу Леонида Андреева, куда включены отрывки из других рассказов писателя и пьесы «Царь Голод».

 

 

 

Елена ДОБРЯКОВА
info@gazetastrela.ru

Формальным поводом для постановки явилось столетие Октябрьской революции. А фактически это размышление о нашем больном Отечестве, о нашем больном вчера и не менее больном сегодня, о разности жизни народа и власти, о классовой непримиримости. Но больше всего это спектакль о совести, человеческой совести губернатора, отдавшего приказ стрелять в толпу. Убито 47 человек, среди них есть женщины и трое детей. Губернатор мучается – отчего же он без сомнения отдал такой приказ? В чем виноваты эти люди? Виноваты тем, что живут так плохо, бедно, униженно?

Полуторачасовое действо начинается не вдруг. Пока зрители рассаживаются в зале, на сцене постепенно, один за другим, появляются артисты, садятся на стулья. Это персонажи спектакля: рабочие, члены губернаторской семьи, военные, штатские, полицейские, гимназистки – все вперемежку. Выходят гримеры и продолжают свою работу – наносят тон на лица сидящих на сцене. А тон – сине-серый. Приходит догадка: перед нами уже мертвецы. Все – мертвецы. И те, кого скоро убьют, и те, кто будет убивать.

В революции нет победителей, всех ожидает смерть. Это душа бессмертна, а тело – вот оно уже какое синее, вот уже и уходят они один за одним со сцены. Нет уже никого.

И стульев нет. Одна девушка с красным флагом сидит. Но вот и она уходит, и стул последний уносят. Нет идеи, нет цели, нет ничего, ради чего бы надо кого-то приносить в жертву.
Кстати, это излюбленная тема Андрея Могучего. Стоит вспомнить спектакль «Петербург» по роману Андрея Белого. Все – жертвы, и будильник уже заведен, тикая, словно часовой механизм бомбы…

В соавторы к режиссеру Могучему взят художник Александр Шишкин. Выходит поистине грандиозное зрелище по использованию машинерии. На сцене сдвигаются и разъезжаются гигантские блоки, меняя конфигурации стен, коридоров, превращаясь то в гостиную губернаторского дома, то в площади, в улицы, то в больничную палату, сужая пространство, подчеркивая безвыходность ситуации главного героя.

Тем не менее муки совести губернатора, пока ты смотришь как зритель из зала на происходящее, для меня лично оставались какими-то отстраненными, формально обозначенными. И даже игра прекрасного актера Дмитрия Воробьева не спасала положения. И даже гениальная музыка Олега Каравайчука тоже звучала лишь фоном к долгому, очень качественному, потрясающе сделанному… перформансу.

Но наступило утро. И все то, что не раскрылось во время действия, вдруг зазвучало в полную силу, стало налезать ползучим страхом перед прошлым и будущим. Всплыли в мозгу все эти синие лица, и воющие над убитыми детьми матери, и потрясающий образ женщины, рассказывающей своему мертвому ребенку сказку о великане…

«Губернатора» надо смотреть. Обязательно. Чтобы не проспать, не пропустить муки совести, которая нас всех объединяет.

«Губернатор» — 18 и 19 марта, БДТ (Санкт-Петербург)

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes