Разные, но общие

Скоро год, как по стране путешествует выставка «Разные войны: национальные школьные учебники истории о Второй мировой войне». Взяв старт 21 марта 2016-го в Москве, она побывала в Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и Красноярске и добралась до Северной столицы.

 

 

Гульсара ГИЛЬМУТДИНОВА
gulsara@gazetastrela.ru

«Различные подходы к отражению истории Второй мировой войны на основе сравнения материалов современных учебников для старшеклассников Германии, Италии, Литвы, Польши, Чехии и России» – за официальными словами аннотации, если всмотреться и вдуматься, – жизнь. Сегодняшняя наша жизнь с ее острой нетерпимостью к другой картине мира, к иным взглядам и толкованиям исторических событий. С неумением слушать друг друга, договариваться, признавать ошибки.

– Память наша находится не в безвоздушном пространстве, она основывается на тексте, на инфраструктуре: на учебниках, музеях, памятниках… От того, какие они, во многом зависит культурная память, – говорит экскурсовод, тренер гражданского образования Борис Романов. Выдержки из учебников, иллюстрирующие основные тенденции государственной памяти, представлены на стендах, сами учебники лежат рядом.

Для итальянцев в истории Второй мировой наиболее важна тема сопротивления внутри страны, а происходившее на Восточном фронте в школьной программе по истории практически не отражено, в Литве делают акцент на советской оккупации своей страны после пакта Молотова-Риббентропа, в Польше представляют войну во многом как результат сговора двух агрессоров, в Германии продолжают линию покаяния, наша страна сосредоточилась на героизме народа-освободителя и не терпит попыток критического осмысления войны. Собранные воедино, эти и другие факты заставляют как минимум задуматься: а все ли обстоит именно так, как привыкли видеть мы? Ранее англоязычная версия выставки с успехом прошла в Праге, Страсбурге и Милане: возможно, кто-то задумался и там.

– Вопрос: как мы можем выстроить диалог, выйти из этого национального нарратива, учитывая разные точки зрения? Есть опыт работы историков Франции и Германии, они создают двусторонние учебники, просто садятся вместе и разрабатывают. Напомню, что в XIX веке они были злейшими врагами. А сегодня, после многих лет совместной работы по преодолению конфликта, являются столпами европейской конструкции, – рассказывает Романов.

И после осмотра экспозиции предлагает собравшимся практический эксперимент: он последовательно задает вопросы, а экскурсанты в зависимости от своих позиций встают в зону «да», «нет» и «не знаю». «Я считаю, что в Польше и Литве неправильно понимают историю Второй мировой войны», «Я считаю, что пакт Молотова-Риббентропа был необходим», «Я считаю, что не надо выделять какую-либо группу жертв в войне, потому что пострадал весь советский народ». Мы демонстрируем свои точки зрения, выслушиваем аргументы из всех трех секторов. Кто-то меняет позицию или начинает сомневаться в ее однозначности, кто-то стоит на своем. По сути, такой диалог, который необходимо максимально расширять, и есть задача выставки, подготовленной рабочей группой «Историческая память и просвещение» Гражданского форума ЕС – Россия в тесном сотрудничестве с историками, деятелями гражданского общества, учителями истории и энтузиастами из всех шести стран-участниц.

Ведь в конце концов учебники – это всегда позиция государства, а жить на Земле – нам, людям.


Экспозиция работает в стенах Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования до 21 апреля.

Для индивидуального посещения открыта с 9.30 до 18.00 в будние дни, экскурсии – по пятницам с 16.30 до 18.00 (по предварительной записи).

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes