Хата не с краю

«Поскольку масштабы стачки, спровоцированной введением системы «Платон», растут, а реальных шагов, связанных с урегулированием ситуации, не предпринимается, на потребительском рынке в регионах, наиболее зависимых от внешних поставок продуктов питания, может сложиться критическая ситуация».

 

На сайте Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) появилось обращение к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором, в частности, выражается обеспокоенность ситуацией, связанной со снабжением населения продуктами питания и товарами первой необходимости, сложившейся из-за всероссийской забастовки водителей большегрузных автомобилей.

«Поскольку масштабы стачки, спровоцированной введением системы «Платон», растут, а реальных шагов, связанных с урегулированием ситуации, не предпринимается, на потребительском рынке в регионах, наиболее зависимых
от внешних поставок продуктов питания, может сложиться критическая ситуация», – говорится, в частности, в заявлении.

Забастовка началась еще 27 марта, но находится на периферии общественного внимания: хроники происходящего, в которых новости о задержаниях активистов чередуются с кадрами вынужденного забастовочного быта, циркулируют в основном в интернете, почти не прорываясь на телевизионные экраны.

Обстановка в регионах отличается по степени вовлеченности и активности дальнобойщиков, а также по ситуации со снабжением продуктами и товарами первой необходимости. Все в том же обращении ОЗПП названы наиболее проблемные в этом плане регионы. Наши попытки узнать у крупнейших ритейлеров о ситуации с продуктами на складах оказались практически бесплодными. «В этой теме не активны, не комментируем» – таким был один из наиболее распространенных ответов.

На сайте Change.org размещена петиция, из которой можно узнать об основных требованиях бастующих: в частности, о полной отмене системы «Платон» или ее реорганизации под транзитный транспорт с передачей государству.

Организаторы предупреждают и о том, что принцип «моя хата с краю» в данном случае неактуален, ведь проблемы водителей большегрузов коснутся каждого гражданина. Как минимум потому, что, войдя в себестоимость транспортировки грузов, транспортный сбор приведет к удорожанию товаров.

«Замалчивание этого события, отсутствие диалога – чем это может обернуться?» – об этом мы спросили тех спикеров, кто согласился поговорить на данную тему.

 

Михаил АНШАКОВ, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль»

— Мы не склонны сильно драматизировать ситуацию: все-таки голод нам не грозит. Проблемы могут возникнуть (и уже возникают) в регионах, в которых не очень развита логистика, как правило, это маленькие провинциальные городки, удаленные от крупных логистических центров – туда большой процент продукции доставлялся именно фурами частных перевозчиков, индивидуальными предпринимателями. Понятно, что это не грозит Москве и центру России, равно как и крайним сибирским регионам – потому что там северный завоз и большие складские площади. А вот Урал, Южная Сибирь, Северный Кавказ (и в частности Дагестан), Ленинградская, Мурманская, Архангельская области уже успели почувствовать на себе последствия забастовки.

Она приобретает достаточно серьезный масштаб. Ее замалчивают, не многие СМИ об этом пишут, но факт остается фактом: на Северном Кавказе, в Иркутской, Ленинградской областях протестует очень большой процент водителей. С начала акции к нам пришло порядка двух сотен жалоб из провинциальных городов на резкое сокращение ассортимента и растущие цены – фактически, вымывается дешевая продукция. На полках остается то, что многие люди не в состоянии покупать себе ежедневно, что выше среднего уровня потребления по региону. Например, в одном из районов Иркутской области вообще нельзя было купить свинину. В России производится и ввозится достаточное количества мяса, никаких вопросов к производству и импорту нет – только к доставке.

В этой забастовке есть надводная часть айсберга и подводная. Надводная – это люди, которые открыто бастуют, устраивают стоянки, агитируют других. А подводная: система «Платон» сделала невыгодной для очень многих саму эту деятельность, тем более в условиях кризиса, когда рынок и так просел. Средний чистых доход дальнобойщика был от 500 до 800 тысяч рублей в год, это тяжелый квалифицированный труд.

Сейчас, если они будут оплачивать «Платон» по всем действующим нормативам, им нужно будет отдать еще почти 300 тысяч рублей. Сейчас бастуют не только те, кто открыто выражает протест, но и те, кто просто из гаража не выходят, ищут другую работу.

Наш совет – не паниковать, а сделать запас продуктов длительного хранения, особенно если вы проживаете в небольшом городке: крупы, муки, соли-сахара, подсолнечного масла и так далее. Есть холодильные камеры – купите и наморозьте мяса. Это даст вам возможность и сгладить нестабильность поставок, и еще сэкономить. Сейчас лучше деньги не в банке хранить, а инвестировать их в еду. 

 

Мария ПАЗУХИНА, центральный координатор Объединения перевозчиков России

— Надо понимать, что все участники транспортной отрасли негодуют по поводу «Платона» с точки зрения финансовой нагрузки — в том числе и крупные перевозчики. У кого-то получается вложить эти деньги в контрактную цену фрахта, у кого-то нет. На сегодняшний момент, насколько мне известно, многие из них уже заключили контракты прошлогодним периодом, там цена уже установлена, и скорректировать ее на сумму сборов «Платона» не представляется возможным. Соответственно, это ложится непосредственно на плечи перевозчиков, они несут финансовые потери.

Частные перевозчики — они наиболее остро воспринимают «Платон», наверное, даже не из соображений финансовой нагрузки, а как элемент коррупции. Потому что если разбирать систему досконально, то она вызывает очень много вопросов. Некоторые ребята, конечно, принимают участие в забастовке исходя из того, что затронуты их личные интересы: рентабельность транспортной автомобильной перевозки сегодня достаточно мала, можно сказать, стремится к нулю. И вместо того чтобы стимулировать развитие отрасли, государство увеличивает налоговую нагрузку.

Сегодняшняя стачка показывает, что протест дальнобойщиков готов переродиться в гражданский: если сейчас не противодействовать созданию таких кормушек как «Платон», то они будут появляться как грибы после дождя в различных областях нашей жизни.    

В забастовке принимают участие около 70 регионов: в общей численности можно говорить как минимум о десяти тысячах участников активных мероприятий. А если учесть, что есть регионы, где давление надзорных органов и полиции очень сильно, люди запуганы и предпочитают просто оставаться дома, принимать пассивное участие – то их в разы больше.

Что касается дефицита продуктов, то в некоторых регионах он уже есть. Наиболее остро – в Кавказском федеральном округе. Странно, что наше правительство, видя такую обстановку, не принимает никаких мер, чтобы как-то снизить напряженность.

 

Екатерина РЕДИНА, руководитель пресс-службы «Дикси»

– О забастовке мы, конечно, слышали, но уверены, что компании это не коснется. Для доставки товаров в магазины «Дикси» использует преимущественно собственный транспорт, перебоев с поставками нет ни в одном из регионов присутствия.

 

 

Подготовили Гульсара ГИЛЬМУТДИНОВА, Наталья ЛАВРИНОВИЧ

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes