Вагон истории

Маршруты поездов, идущих до Мурманска, проходят через железнодорожную станцию Медвежья Гора. Это одна из самых длинных остановок, но времени, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями, у пассажиров, конечно, недостаточно.  А они, поверьте, заслуживают большего внимания, чем беглый взгляд транзитного путника.

Елена КУРАКИНА
info@gazetastrela.ru

Если вы когда-нибудь соберетесь ехать на поезде в карельский город Медвежьегорск, необходимо знать один важный нюанс, иначе кассиры вас могут не понять. Билет нужно брать до Медвежьей Горы – именно так называется расположенная в этом городе железнодорожная станция, с которой 100 лет назад все и началось.

История возникновения города непосредственно связана со строительством Мурманской железной дороги. Здесь, на безлюдном северном берегу Онежского озера, в 1915 году было построено временное депо и пристань для доставки строительных материалов водным путем. Год спустя появилась станция Медвежья Гора, около которой постепенно выросло небольшое одноименное поселение. К ноябрю 1916-го строительство Мурманского пути завершилось – и по нему пошли первые поезда. Статус города поселок Медвежья Гора получил в 1938 году – он был переименован в Медвежьегорск, а название станции при этом осталось прежним. Кстати, современные жители Республики Карелии, говоря и о городе, и о станции, как правило, называют их сокращенно Медгора, что нередко вызывает недоумение у туристов, не посвященных в местную терминологию.

Много раз мы проезжали Медвежьегорск на поезде, когда ездили в Хибины. Но поскольку состав Санкт-Петербург – Мурманск прибывает на станцию в ночное время, даже не выходили, чтобы размять ноги и купить копченой рыбы. Медвежьегорск пополнил длинный список мест, которые неплохо было бы посетить, но волею судьбы ты их почему-то постоянно проезжаешь мимо.

Поэтому когда маршрут одной из недавних автомобильных экспедиций вокруг Онежского озера прошел через этот провинциальный карельский городок, радости нашей не было предела. И одним из основных пунктов программы стало посещение весьма необычного музея истории железнодорожного транспорта, расположенного около старинного вокзала.

Украшен ажурной резьбой

В прошлом году станция Медвежья Гора и здание вокзала, являющееся одной из основных архитектурных достопримечательностей Медвежьегорска, отметили вековой юбилей. Удивительно, но деревянная постройка, на долю которой выпали ожесточенные бои и Гражданской войны, и Великой Отечественной, сохранилась фактически в первоначальном виде невзирая на многочисленные реконструкции. Автор проекта – Руфин Михайлович Габе – талантливый петербургский архитектор, инженер, художник, педагог, выигравший в 1916 году конкурс на ряд сооружений для Мурманской железной дороги. В архитектурном облике одноэтажного вокзального здания, украшенного ажурной резьбой и увенчанного шатровой крышей со шпилем, воплотилось увлечение Габе северным народным зодчеством.

В тридцатые годы, когда с началом строительства Беломорско-Балтийского канала в поселке обосновался административный центр самой стройки и Белбалтлага (Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря), у здания появилось массивное правое крыло – его отвели под столовую для тех, кто трудился на канале. Собственно, рабочий поселок и стал в 1938 году городом Медвежьегорском – именно благодаря притоку жителей во время этой печально известной «великой стройки» Советского Союза.

Старожилы вспоминают, что, пройдя через войны, уникальный вокзал уже в восьмидесятые годы чуть не стал жертвой эпохи железобетона – его хотели снести и построить серое безликое сооружение, как везде. Но, к счастью, тогда вокзал удалось отстоять. Жаль только, что реставрационные работы в последующие годы проводились не так часто, как хотелось бы, и пару лет назад здание с выцветшей и облупившейся краской выглядело совершенно непрезентабельно. Но к 100-летнему юбилею ему сделали отличный подарок – заново покрасили и даже установили мемориальную доску. На торжественную церемонию приехал Даниил Габе – внук архитектора Руфина Габе. А в местном музее открыли экспозицию с фотокопиями документов и снимками из личного архива семейства.

400 человек за ночь

Недалеко от деревянного здания вокзала находится музей истории железнодорожного транспорта, облик которого абсолютно не ассоциируется с музеем. Экспонаты размещены в переоборудованном железнодорожном вагоне, который прицеплен к эффектному черному паровозу серии Эр № 791-70.

В музейный комплекс также входит вагон-теплушка, замыкающий композицию. И поскольку этот мини-поезд установлен на рельсы прямо на железнодорожной станции, то не сразу можно догадаться о его истинном назначении. Музей был создан по инициативе бывшего машиниста-инструктора Виктора Федоровича Гришина и открыт в 2008 году в честь 70-летнего юбилея Медвежьегорска.

Вся жизнь Виктора Федоровича неразрывно связана с железной дорогой, и теперь он в статусе директора музея проводит интереснейшие экскурсии. Гришин всех предупреждает: полноценная экскурсия займет не менее полутора часов. Чего здесь только нет! И сигнальные принадлежности конца XIX – начала XX века, и электрожезловой аппарат Даниила Трегера, и старый вагонный домкрат, и винтовая сцепка, и разнообразные средства связи. В отдельных витринах – форменные кителя. А на стендах – фотографии, документы, медали: за каждым экспонатом стоят человеческие судьбы.

Виктор Федорович рассказывает, как при строительстве седьмого шлюза Беломорско-Балтийского канала за ночь замерзало до 400 человек – мороз тогда достигал 48 градусов! Люди работали в невыносимых условиях, зато бюджетные
деньги были сэкономлены.

– Догадываетесь, на чем сэкономили? – задает он риторический вопрос. – А когда при царе строилась железная дорога, то 400 человек умерло за два года от цинги. И царь перерасходовал на 80 процентов больше золота, чем было заложено в смете.

У стендов, посвященных годам Великой Отечественной, наш сопровождающий рассказывает про роль этого маленького города в большой войне, масштабные укрепрайоны, построенные финнами, вырубленные в скалах доты и лабиринты: «Было три основные линии обороны: линия Маннергейма, линия Салпа и эти оборонительные сооружения. У меня все детство прошло на укрепрайонах. Я иногда вожу туристов-железнодорожников в сторону Падан – там все окрестные горы пустотелые!» Оказывается, звание города воинской славы должно было быть присвоено Медвежьегорску, а не Петрозаводску – именно здесь происходила оборона. «Но все-таки посчитали, что столица есть столица», – добавляет Виктор Федорович.

Нам уже давно пора уходить, но мы никак не можем оторваться от захватывающих рассказов экскурсовода. А ведь еще нужно успеть сфотографироваться всей компанией на паровозе – это местная традиция. Если в Петербурге молодожены непременно приезжают к Ростральным колоннам и Медному всаднику, то в Медвежьегорске свадебный кортеж заруливает на вокзал. А после фотосессии новобрачные ударяют в станционный колокол, установленный в вагоне-музее.

Так что будете в Карелии – постарайтесь найти время на сокровища Медвежьей Горы. Главное из которых – конечно, сила духа.

________________

В тему

Вход в вагон-музей бесплатный, но желающим послушать рассказы лучше договориться о визите заранее, поскольку здесь все держится на одном человеке, график для туристов не очень удобный. Музей работает с 9 до 17 часов, перерыв с 13 до 14 часов, понедельник – технический день, суббота и воскресенье – выходные. График вывешен на табличке у входа, там же указан контактный телефон.

________________

Прямая речь

Татьяна ЧАПЛЫГИНА, сотрудник Центра национальных культур и народного творчества Республики Карелия

– Из крепких рук гида просто так не выбраться. Виктор Федорович об истории станции Медвежья Гора и самой северной в России – Октябрьской – железной дороги знает, наверное, все. Вроде бы и экспонатов немного, но все вместе – целая эпопея. Так и представляешь себе грандиозное строительство в глухих лесах, пленных немцев и австрийцев, воюющих уже не с самими русскими, а с их зверскими комарами и гранитными скалами, встречу первого поезда, радостный стук колес и веселую песню ветра, страшный грохот разорвавшихся снарядов и рискующих своей жизнью под обстрелом машинистов. И снова – стройка, поезда, люди… Полтора-два часа экскурсии пролетят незаметно. Никогда не думала, что профессия железнодорожника может быть не менее романтична, чем профессия летчика или моряка.

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes