Превратиться в инженера

Когда в 2014 году в Москве решили демонтировать Шуховскую башню, команда спасателей-градозащитников во главе с Айратом Багаутдиновым начала рассказывать об инженерной, исторической и культурной ценности сооружения, чтобы москвичи посмотрели на него другими глазами – и вступились. Башню удалось отстоять, а существовавший уже проект «Москва глазами инженера» вышел на новый виток развития.

Вера КИЗИЛОВА
info@gazetastrela.ru

В месяц теперь проводится около сотни экскурсий: на Киевский вокзал и по Дому Наркомфина, на хлебозавод-автомат № 9 и в ДК имени Русакова, не говоря уже о монументе «Рабочий и колхозница». К пешеходным экскурсиям добавились автобусные, на сайте engineerhistory.ru стали появляться не только анонсы мероприятий, но и тематические статьи, в том числе развлекательные. Например, «Как правильно фотографироваться с небоскребами» с подборкой снимков из жизни строителей знаменитых американских высоток (не повторять в домашних условиях!).

Далее инженерная волна захлестнула Петербург, а совсем недавно – Казань.

Защита от злых духов

Вместе с Мариной Зубковой, куратором проекта в Петербурге, мы направляемся на одну из экскурсий на Витебский вокзал – старейший в России. Марина рассказывает, что это первое общественное здание в городе на Неве, построенное в стиле модерн, причем не мрачном северном, а более светлом, заимствованном из Вены (все-таки место, откуда члены императорской фамилии отправлялись в Царское Село, должно было быть повеселее). Растительный орнамент, филигранная ковка – все это яркие приметы модерна. Среди декоративных рельефных изображений встречаются головы. Этот элемент в архитектуре называется «маскарон» (от латинского masca – «дух», «призрак»). Маскароны на фасадах античных храмов защищали от злых духов.

На вокзале, что естественно, можно увидеть голову Меркурия, который оберегает торговцев и путешественников, а вот женские лики восходят к образу Медузы Горгоны с ее развевающимися, живыми в буквальном смысле волосами. Таинственная женщина завораживала взгляд. А ведь это была лишь одна из многих деталей, которая настраивала пассажиров на особый лад, практически сказочное путешествие.

Стальные снежинки

Что любопытно, пока благородная публика поднималась по мраморной лестнице на второй этаж, туда же доставлялся багаж – с помощью грузового лифта. А в зале ожидания их встречали и картины, и резные деревянные скамьи, и огромные люстры. Пожалуй, ни один участник экскурсии не уходит с Витебского вокзала без фотографии такой люстры: если встать точно под ней, то можно щелкнуть идеальную стальную снежинку. После чего экскурсовод рассказывает, что для обслуживания эти люстры опускались и поднимались на специальных тросах. На стенах можно увидеть внешнюю часть подъемного механизма, изготовленного на Путиловском заводе. Правда, им не пользуются из опасения, что люстра может упасть, а то и обрушить весь потолок.

Когда-то из зала ожидания существовал проход в фешенебельный ресторан с дубовым буфетом (говорят, это копия буфета из парижского ресторана «Максим»), павлинами на стенах и грузовым лифтом для персонала (считается, что впервые в России труд официантов облегчили с помощью подъемника именно здесь). Вот только пол тут проваливается, штукатурка осыпается (хотя краски на ней по-прежнему яркие) и без армии реставраторов не обойтись. По словам Марины Зубковой, уже в мае экскурсанты могут их увидеть на объекте.

Заплатили слухом

Здесь постоянно снимается кино. «Вокзал для двоих», «Приключения Шерлока Холмса», обе «Анны Каренины», теперь и мини-сериал «Троцкий» с Константином Хабенским.

Последнего мы во время нашей экскурсии не увидели, но красные стяги, колоритные красноармейцы и живописные пассажиры из прошлого века в световом зале присутствовали. Впрочем, мы же концентрируемся на технологиях и материалах! Пол в этом зале выложен достаточно дорогой плиткой производства Villeroy & Boch, а по аркам можно легко изучать, что такое фермы и как они поддерживают тонны веса.
К этим тоннам мы присоединяем свои килограммы: по винтовой лестнице взбираемся на чердак. Здесь сумрачно, но довольно просторно. Только когда проходят поезда, по ногам бежит легкая дрожь (и вспоминаются люстры – их тросы мы почтительно обходим стороной).

Тут-то Марина Зубкова и раскрывает тайну то ли декоративных, то ли обусловленных технологией элементов – клепок. Если в световом зале, как и у перронов, арки покрашены в светлый цвет (от этого создается то самое потрясающее ощущение воздушности и ажурности конструкций), то здесь видно, как клепки буквально вплавлялись в чугун. Арочные фермы изготавливались на том же Путиловском заводе, но собирались в цельные конструкции уже на месте, иначе их просто невозможно было бы затащить на такую высоту. Занималась этим монтажная бригада клепальщиков. Эти работяги платили своим слухом за выполняемую работу – грохот при монтаже стоял ужасный, поэтому нередко нанимали уже глухих людей. Зато и зарабатывали они не хуже инженеров средней руки.

Как рассказывает наш экскурсовод, в бригаде было по четыре человека: «повар» – его портативная печь стояла поодаль – нагревал болванку, затем кидал «вратарю», который вгонял ее в нужное отверстие, «упор» удерживал шляпку заклепки, а «стрелок» с другой стороны вбивал ее в конструкцию. Кстати, так строились и американские небоскребы.

Обнаженные технологии

Благодаря доброте электрика, который работает на вокзале, мы, в виде исключения, попадаем (совсем ненадолго) на крышу. Куда ни взгляни – скаты кровли, чуть ли не до горизонта. Кажется, что если долго смотреть, взгляд зазубрится об эти подъемы и спуски. Но стоит обернуться, утыкаешься в барельеф совы с крыльями, распростертыми на манер державного орла. Загадочная находка!

Пожалуй, именно тут пропадает желание что-то записывать, фиксировать на телефон: погружаешься в архитектурную фантазию, кожей чувствуешь все эти обнаженные технологии. Главное экскурсия уже сделала – разбудила инженерное любопытство.

Теперь побывавшим на ней мало будет просто пройтись по городу, не разузнав, что скрывается за красивыми фасадами или почему простой на вид дом является шедевром строительной мысли.

________________

Подробности

Проект постоянно развивается. Следующий шаг – курс «Я у мамы инженер» для детей 7–9 и 10–13 лет, которые от экскурсии переходят к работе за компьютером, а потом и руками. Даты предстоящих экскурсий и актуальную информацию о проекте можно найти в соответствующих группах:

vk.com/moscoweng
vk.com/spbengineer
vk.com/kznengineer

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes