Безвыигрышная лотерея

«Лето – это маленькая жизнь», летом хочется отдохнуть даже от мыслей о грядущем учебном годе, но новость о том, что российский министр образования объявила о масштабной школьной реформе, крайне вдохновила. Тем более что тезис «нынешняя система неэффективна и требует перемен» полностью совпадает с моим. Но расшифровка, как выяснилось, совсем нет.

Оказывается, готовящаяся реформа предполагает передачу школ от муниципальных властей к региональным – с целью «приведения образовательных программ в разных населенных пунктах к единому стандарту». Изменения, по словам Ольги Васильевой, нужны для укрепления вертикали управления во главе с Минобрнауки. «И сюда вертикаль дотянулась. Добра не ждите», – грустно шутят в соцсетях.

…Про школу я могу говорить бесконечно. Столько забот и волнений, сколько доставила мне эта институция за восемь и четыре года учебы двоих детей соответственно, я не знала, пожалуй, ни от какой другой общественной структуры. Расскажу несколько эпизодов, чтобы не голословно.

Старшая дочь, проучившись в начальных классах под авторитарным надсмотром учительницы советского формата, способной не только обозвать, но и руку на детей поднять, к пятому классу школу возненавидела окончательно.

Последующие три года ходила туда ежедневно как на каторжные работы (параллельно посещая психолога), пока мне не стало окончательно ясно, что происходящее грозит не только сиюминутными проблемами, но может оказать влияние и на всю ее дальнейшую жизнь. Было принято решение школу поменять, чтобы как минимум понять: в ком, собственно, основная проблема – в самом ребенке, в конкретной школе, в чем-то еще?

Новый учебный год окрылил: еще перед его началом позвонила будущая классная руководительница и сообщила, что моя дочь будет учиться в ее классе, сама она преподает историю и обществознание, а в ближайшие каникулы они с ребятами собираются в поездку по Белоруссии – Минск, Хатынь, Брест – «если хотите, присоединяйтесь!».

Все то человеческое и профессиональное, чего мы уже не надеялись дождаться от школы, вдруг сконцентрировалось в одной личности. Интереснейшие уроки и занятия (дочь полюбила ненавистную раньше историю и даже собралась идти на подготовительные курсы в университет), неформальное общение во время совместных выездов («мам, видеть своего учителя на сцене в капустнике – это бесценно»), внимание в первую очередь не к оценкам, а к психологическому состоянию детей… Я почти простила школу за все предыдущие мучения: наверное, в нашей реальности по-другому не бывает – радость нельзя получить просто так, ее надо заслужить страданиями.

Счастье длилось недолго. В середине учебного года разгорелся неожиданный скандал, нашу классную руководительницу обвинили в том, что она собирала деньги на поездки, в прочих надуманных грехах и, по сути, выжили из школы, проигнорировав громкие протесты учеников и родителей. Система не любит слишком инициативных и непокорных, она их выталкивает. А для нас это значит, что из школы ушла душа.

Если почитать родительские форумы, послушать рассказы знакомых о заведениях, где учатся их дети, картина будет отличаться деталями, но не сутью. Российская школа сегодня – лотерея, и везет в ней редким счастливчикам. (Или тем, кто, как моя младшая дочь, в силу характера не придает школьной учебе решающего значения, домашнее задание делает по утрам за десять минут, сидя на полу, и не реагирует на грозные окрики вахтера, от которых у школьников начальных классов обычно сердце устремляется в пятки).

Старшей осталось учиться еще три года. Я точно знаю, что ее ждет в этот период: утомительная учеба с 9 до 15, бесконечные и пожирающие все вечера домашние задания, панический и тщательно поддерживаемый страх перед надвигающимися ОГЭ и ЕГЭ, полное непонимание того, чем заняться в будущем, – такого понятия, как профориентация, в нашей системе образования, считайте, просто нет.

А хотелось бы немного другого. Нет, я не прошу, чтобы отменили уроки и начали вместо них изучать явления, как недавно решили поступить в Финляндии. Финские школьные реформы – это космос, и мы его покорять явно не собираемся. Я прошу, чтобы школа повернулась, наконец, как в сказке, на своих проржавевших ножках к формализму задом, а к ученику – передом. Перестала видеть в нем только единицу отчетности, начала ценить как человека и учить не абстракциям, а действительно необходимым знаниям и умению их применять на практике. Все та же финская система образования, не устающая удивлять, данный этап прошла лет тридцать назад.

…Реформировать российскую школу надо в срочном порядке таким образом, чтобы она, наконец, полюбила наших детей. Важно, чтобы именно это условие стало единым по всей стране стандартом, а не заветным лотерейным билетом, который, как показывает практика, вполне может оказаться безвыигрышным.

Гульсара ГИЛЬМУТДИНОВА

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes