Погружаясь в вокзал… и искусство

«Для участия в спектакле зрителям потребуется взять с собой 100 граммов сухого пайка», – говорит анонс «Охоты». Экстремальный уличный квест финской арт-группы Toisissa tiloissa начнется у Новой сцены Александринки, а закончится в полночь на Охте – в рамках фестиваля «Точка доступа», третий год проходя-щего в Северной столице в самых странных и неожиданных местах и формах.

Наталья ЛАВРИНОВИЧ
law@gazetastrela.ru

– Три года назад в Петербурге было модно суждение, что у нас много театров, у которых нет крыши над головой, – рассказывает директор фестиваля Филипп Вулах. – Придумали государственную институцию, которая должна была ее обеспечить. Пока шли разговоры о стройке, стало понятно, что ждать необязательно, спектаклями и искусством можно заниматься прямо сейчас.

Забегая вперед – институция за эти годы сдулась, как пузырь, и никакой общей крыши малым театрам так и не построили.

А фестиваль остался, прижился и пользуется огромным вниманием публики – таким, что билеты на «Охоту» закончились задолго до старта квеста.

И не на нее одну. Только если чудом удастся попасть на «Афган – Кузьминки»: спектакль-маршрут, лаборатория социального театра, начнется на задворках Апраксина Двора, а закончится на Новой сцене Александринки. Двое актеров, играющих рыночного заправилу Гамлета и одну из торговок Галю. Из примитивного предложения разделить постель в обмен на повышение возникает в финале чудо – вопреки небесным силам, вопреки всему. За этим будут наблюдать считаные счастливчики: постановки, как правило, очень камерные – 10–20, максимум 50 человек. Объяснение простое: группа людей в наушниках, которая перемещается, например, по вокзалу («Разговоры беженцев» второй год подряд дают на Финляндском), должна получать звуковой сигнал. Радиус действия аппарата, который его испускает, – 120 метров, ходить лучше малыми компаниями.

В 2015 году спектаклей было пять, часть из них ставили сами организаторы в сотрудничестве с режиссерами, актерами, художниками – скажем, большой квест вокруг кинотеатра «Уран» на станции метро «Удельная». Годом позднее число проектов выросло в три раза, а объем финансирования остался тем же, 5 миллионов рублей. «И мы научились работать эффективно, борзо, засучив рукава, быстрей перелопачивая то, что нужно делать с обычной человеческой скоростью», – иронизирует Филипп.

В этом году спектаклей будет 16, но теперь кратно увеличился бюджет (и это не только государственные средства) и число партнеров: задача – позволить художникам творить, а не заниматься ежедневным поиском халтур ради пропитания. «Гете-институт» предложил принять в команду Флориана Мальцахера: в 2014-м он курировал «Манифесту», а у себя на родине ежегодно проводит фестиваль независимого театра.

Иностранных участников сейчас особенно много: из Нидерландов, Финляндии, Германии, Швейцарии. Местный охват тоже хорош: будут труппы из Хабаровска, Новосибирска. Москвичка петербургского происхождения, режиссер и актриса Юлия Ауг поставит «Злачные пажити» с коллективом новосибирских артистов. Формат их – несусветное новшество для «Точки доступа», фронтальный спектакль, когда зрители сидят напротив актеров, на минимальном расстоянии. В состав артистов включили нескольких непрофессионалов – людей позвали просто через «Фейсбук».

Еще один крайне востребованный проект – «В гостях. Европа» немцев Rimini Protokoll и фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ – проникнет в частные квартиры. «Точка доступа» вообще славится тем, что дает возможность попасть в ранее неизведанные пространства. В прошлом году, например, зрители впервые очутились в подвале лютеранской церкви на Невском проспекте.

Когда спектакли показывают на рынке, в магазине «Максидом» (как было два года назад с «Кентерберийскими рассказами») или в жилом районе, неизбежны случаи – комические, драматические, любые.

В строительном гипермаркете одной из артисток зритель подарил цветок, но не пробил его в кассе – увлекся диалогом по ходу пьесы. Дошло до обвинений в краже, но скандал быстро замяли.

Отдельным гражданам Удельной не понравился скромный и аккуратный реквизит, о назначении которого можно было догадаться с помощью инст-рукции на старте квеста: пусть снимут весь асфальт в районе, но не дай бог оставить на урне загадочный кружок смываемой краской. Каждому из тех, кто возмутился, подарили бесплатные билеты на спектакль. Кто-то из возмущенных ушел с маршрута через 20 минут. А кто-то теперь покупает абонементы на фестиваль. Вот она – сила иммерсивного * искусства.

* Immersio (лат.) – «погружение».

________________

Прямая речь

Филипп ВУЛАХ, директор фестиваля:

– Когда в прошлом году зашла речь о «Разговорах беженцев» на Финляндском вокзале, мы почти сразу нашли общий язык с руководством Октябрьской железной дороги. В Москве спектакль тоже был показан, на Ленинградском вокзале. Это важно, маршрут автора пьесы Бертольта Брехта был устроен таким образом: из Германии через Данию и Швецию он добрался до Хельсинки, по железной дороге – до Ленинграда, высадился на Финляндском вокзале. Доехал до Ленинградского вокзала Москвы – и дальше, на восток, на восток, пока не оказался в США, где и осел на много лет.

_______________

«В гостях. Европа»

Спектакль проходит в реальных квартирах реальных людей. Жилье как декорация: зрители приходят в гости и обсуждают границы личности, дома, страны, проблемы эмиграции и даже свою заработную плату.

Указать, где именно будет постановка, в открытом доступе нельзя – это все же частное пространство. По-этому все купившие билеты за пять дней до спектакля получат сообщение с адресом и минимальными инструкциями: «звонить два раза», «осторожно: дома кошка» и так далее.

Организаторы объявили open call и спросили у петербуржцев, кто хочет принять фестиваль у себя дома. Люди откликнулись самые разные, в том числе медийные: будет спектакль в квартире композитора Владимира Раннева, актрисы Маши Амеленковой и других.

«Злачные пажити»

Постановка по рассказам Анны Старобинец – о молодости и вечной жизни. Еще одно чудо нынешнего фестиваля, в буквальном смысле: «Злачные пажити» ставятся там, где в 1915 году «Интимный театр» играл «Чудо святого Антония» Метерлинка, – в манеже сенатора Половцева, нынче открытой киностудии «Лендок». И это одно из немногих исключений из правила о камерности постановок: пространство может вместить достаточно зрителей.

«Дознание»

Спектакль в гараже парка «Взморье», что на Васильевском острове. Крайне тяжелый – это протоколы допросов Аушвицкого процесса шестидесятых годов, по-дробный рассказ о технологиях «фабрики смерти». Несмотря на то, что редактор документальной пьесы Петера Вайса оставил резолюцию «Для постановки в театре невозможна, так как слишком страшна», она ставилась, и даже в СССР.

«Мавзолей-буфф: Возвращение в Леннонград»

Лекция-перформанс от немцев andcompany&Co пройдет в ДК работников связи на Большой Морской. Что было бы, если бы Ленин не доехал до Петербурга, а остался в Швейцарии? Что, если взболтать историю, провозгласив марксизм-леннонизм?

«Красный шум»

Прогулка зрителей по Нарвской заставе устроена на основе дневников писателя Константина Вагинова, которые он вел в 1932–1933 годах: новый социалистический быт, школа 10-летия революции под соусом грубого сленга.

«ReFeRe: RЕволюция. FЕминная REдакция»

Перформанс на английском языке с русскими субтитрами также пройдет в ДК работников связи. «ReFeRe: RЕволюция. FЕминная REдакция» – это попытка нидерландца Томаса Мюрмеля взглянуть на 1917 год глазами женщин. Глаза эти очень разные, скажем, одна из героинь – Мария Бочкарева, командовавшая женским батальоном смерти.

«Столкновение с бабочкой»

Утопия по роману Юрия Арабова будет показана в стенах Дома композиторов. Который и сам смотрится если не как утопия, то как деревянная и лест-нично-винтовая иллюзия.

«Бабушкины очки»

Семейный квест, который пройдет в Московском парке Победы. Серия нетрудных испытаний придумана при участии психологов, а реализуется в том числе силами молодых петербургских актеров.

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes