Величайший интуитивист эпохи

Так называется выставка и музыкально-драматическая программа в музее-институте семьи Рерихов.

 

 

 

 

 

 

 

Ольга КОВРОВА
info@gazetastrela.ru

И выставка, и перформанс «Милосердие» по пьесе Н. К. Рериха приурочены к 100-летию двух русских революций – Февральской и Октябрьской, ставших переломными событиями истории XX века. Среди творческой русской интеллигенции – художников, писателей, композиторов – нет ни одного, кто бы не откликнулся на эту тему в своем творчестве.

Перспективы грядущих изменений начали интересовать Н. К. Рериха еще задолго до 1917 года. С 1912 по 1916 год художником были написаны картины «Пророческой серии», которые представляют собой тревожные видения, вещие сны о будущем человечества. Показанные в разгар Первой мировой войны картины «Зарево», «Крик змия», «Град обреченный» и другие произвели на зрителей ошеломляю-щее впечатление. Более всего критики отмечали созвучность эмоционального содержания этих работ мировосприятию со-временников. «Величайшим интуитивистом современности» назвал Н. К. Рериха А. М. Горький.

В 1926 году Н. К. Рерих привез в дар советскому народу серию картин «Майтрейя», в которых революция трактуется в ее вселенском и философском значении. Картины этой серии «Шамбала идет», «Знамя грядущего» и другие полны предчувствий прихода новой, светлой эпохи.

В середине 1930-х годов и в период Второй мировой войны художник вновь обратился к работе над картинами, которые по содержанию близки его произведениям «Пророческой серии».

Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н. К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, объединенные в «Героическую серию». В образах народных героев, богатырей, концентрирующих духовные и физические силы нации, художник видит опору в грядущих битвах.

На выставке представлены картины Н. К. Рериха из фондов Музея Востока, Нижегородского художественного музея, Псковского архитектурно-художественного музея-заповедника, музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музея-заповедника «Петергоф», Русского музея.

В ноябре 1917 года Рерихом была написана пьеса «Милосердие»: «народное наивное действо в семи картинах», или, по другому определению самого автора, – «мистерия».

Поражает провидческое содержание пьесы, написанной под впечатлением катаклизмов Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Дух великого гуманиста восставал против зверств и разрушений ценностей культуры. Этот гневный протест сопровождался несломимой верой в грядущую эпоху торжества Разума и Света.

Рерих был убежден в существовании глубоких связей древних культур Индии и России, и в пьесе «Милосердие» чувствуются индийские мотивы. Имя главного героя пьесы, Гайятри, тоже индийское. Это название священной спасительной песни, в которой жрецы-брамины обращались к Солнцу.

Первый показ этого музыкально-драматического спектакля в исполнении актеров Молодежного театра состоится 31 октября в рамках Х Международного фестиваля «Ситар в Петербурге» (14–31 октября), организуемого музеем-институтом семьи Рерихов.

Подробности на сайтах:
roerich.spb.ru/sitar, sitarspb.info 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes