По ту сторону пафоса

А еще без политики и без вмешательства в то, что говорили Пастернак, Маяковский, Керенский, патриарх Тихон и многие другие очевидцы октября 1917 года, – именно так решил действовать режиссер Вениамин Смехов, когда ему предложили создать проект к столетию со дня революции. Получилось мультижанровое действо, которое покажут всего дважды, 11 и 12 ноября, на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии.

Вера КИЗИЛОВА
info@gazetastrela.ru

Екатерина Галанова, руководитель фестиваля Dance Open и продюсер проекта «Прошу слова! Год 1917» признается, что у нее не было вопроса, кому же поручить постановку. И это оправданно не только потому, что Атос-Смехов остается честью и совестью театрального сообщества, но и потому, что у него личный, если можно так выразиться, революционный опыт: в Театре на Таганке он участвовал в пьесах, которые запрещали, а затем ушел оттуда, когда режиссер Юрий Любимов был лишен гражданства. (И да, вам не кажется: название знаменитого спектакля «Послушайте!» не случайно созвучно «Прошу слова!».)

В творческую кухню Смехова никто не вмешивался, а директор филармонии Илья Черкасов даже не видел не то что финальной версии проекта, но и репетиций – хватило имени «главного придумщика». Так что же он придумал?

Во-первых, подобрал нестандартную компанию очевидцев Октября: здесь и Нестор Махно («батьке», кстати, было всего 29 лет), и фантаст Герберт Уэллс, и банкир и старообрядец Павел Рябушин-ский, и 57-летний директор Императорских театров Владимир Теляковский.

Возраст в концепции Вениамина Борисовича крайне важен, большинство поэтов были молоды (Есенину – 22 года, Маяковскому – 24, Цветаевой – 25), сатирику Эрдману – всего 17, в то же время философу Бердяеву – 43 года, а самому старшему из очевидцев – под 70 лет. Это, кстати, весьма колоритная фигура – Иван Павлов, физиолог, первый русский нобелевский лауреат. Он считал, что уже достаточно пожил, чтобы не бояться критиковать революцию так же открыто и энергично, как другие искренне ею восторгаются.

Во-вторых, режиссер Смехов пригласил в партнеры по сцене ярких артистов: Дарью Мороз, Марию Матвееву, Дмитрия Высоцкого, Евгения Дятлова и Гарика Сукачева. Про двух последних нужно сказать отдельно. У Евгения Дятлова – большой опыт погружения в ту эпоху: он сыграл Маяковского в телеромане «Есенин», также у него были роли в теле- и кинопроектах «Контрибуция», «Батальон» и «Белая гвардия», «Красные горы», в спектакле Молодежного театра на Фонтанке.

Что касается Гарика Сукачева, то первым делом на него примерили роль Махно (вы ведь тоже об этом сразу подумали?), а потом… Потом на репетиции артист попросил Смехова дать ему сыграть интеллигентного человека и стал… Блоком. Линии Блока и Маяковского (его представит сам Смехов) – главные в проекте.

В-третьих, драгоценна сама мультижанровость. Кажется, что Большой зал филармонии предполагает чистый симфонизм, но на самом деле здесь уместны разные жанры (главное – соответствие высоким требованиям!). Так что в «Прошу слова!» зрителей ожидает «диалог под музыку и без», «подслушанные звуки романса» и даже частушки в исполнении Дарьи Мороз и Марии Матвеевой, а самих артистов – постоянные перевоплощения, смена образов и тональностей.

В-четвертых, мэтр пригласил мэтра: музыку к постановке написал Вячеслав Ганелин – гениальный импровизатор, создатель знаменитого джазового трио. Впрочем, на сцене будут звучать не только новые композиции, но и «революционная классика», например «Яблочко». Да и в целом помните же, что сказал Блок? «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку революции!» Вот эту всю «музыку», где
ноты – люди и их судьбы, Смехов нам и представит.

…Но как же без выводов, исторических уроков и главного месседжа? – спросите вы. Если исторической разноголосицы вам не хватит, то вот подсказка от Евгения Дятлова: мы обречены возвращаться к тем событиям раз за разом, ведь жизнь человека до сих пор не стала приоритетом, хотя, по сути, нет ничего выше.

_______________

Кстати

— «Прошу слова!» запишут на видео, возможно, покажут на одном из телеканалов. Скорее всего, это будет «Культура» – канал № 1 для Смехова, для которого он создал несколько программ, посвященных поэзии.

— В революционном Петрограде в октябре 1917 года состоялось целых 40 спектаклей. Чем не повод отметить дату походом в театр?

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes