«У нас есть ощущение театра»

Актер и режиссер Дмитрий Брусникин впервые вышел на сцену, еще будучи студентом второго курса школы-студии МХАТ. Спустя много лет во МХАТе же он набрал курс, после первого года обучения оказавшийся настоящей сенсацией, – свою знаменитую Мастерскую.

 

 

Андрей КУДРЯШОВ
info@gazetastrela.ru

– Курс, из которого выросла Мастерская, не первый ваш. И до этого были хорошие выпускники, были выдающиеся, но такая история оказалась уникальной. Почему это получилось именно с ними?

– Когда у Любимова возник театр на Таганке – он возник из курса. Не потому, что это был курс сверхвыдающийся, – просто пришло время появления театра. Точно так же возникла Мастерская Фоменко – из нескольких курсов. Время пришло. Необходимо, чтобы это поколение высказалось. Им нужна своя площадка для высказывания. Они рождены в определенное время. Не воспитаны на страхе. Они родились в свободной стране, как ни странно.

– Не поселят ли в них страх события, например, связанные с Кириллом Серебренниковым?

– Это покажет время. Я надеюсь, что нет.


Калейдоскоп поколения

– Слышите ли вы их? О чем они говорят?

– В Мастерской есть такой проект: чтобы голос был ярко слышен, мы делаем моноспектакли. Я им предлагаю самим выбрать материал, самим найти режиссера, свою творческую команду. Они должны быть более ответственными в своей работе, чем тогда, когда их использовали бы как просто актеров. Процесс идет довольно активно, есть уже несколько спектаклей и готовы к выпуску следующие. Это ответ на вопрос «о чем они говорят?». Если мы будем иметь 21 моноспектакль, калейдоскоп того, что говорит это поколение в индивидуальном проявлении, будет невероятно интересен.

– Но вы не ставили себе такой задачи в 2011-м, в год их набора?

– Как только методология становится некой книгой, которую можно положить на полку и время от времени доставать и сверяться с ней, она становится мертвой. Точно так же, как система Станиславского. Она жива вне его книг, в практике театра. Я не думал об этом в 2011 году; но в 2013-м уже подумал. В 2011-м был спектакль «Это тоже я», который построен весь на ощущении именно того года. Ситуация была такая, что люди невероятно активно шли на контакт. Они очень хотели говорить.

– Вы имеете в виду респондентов, которых опрашивали ваши студенты?

– Да. Количество материала, которое студенты приносили, было невероятно объемным и невероятно ценным, потому что вдруг страна захотела прожить себя. Каждый раз, когда они приносили расшифрованный материал, наш драматург обрабатывал эти тексты. Их количество оказалось столь большим, что корреспондентам самим пришлось заняться их расшифровкой, строить драматургию из этих монологов. И я был поражен качеством текстов.

Экзамен в конце второго курса в школе-студии длился часов восемь. Его увидел Иван Вырыпаев и предложил перенести в театр «Практика». Мы сократили до трехчасового спектакля. И вот так, начиная со второго курса, они стали играть на профессиональной площадке.

– Получается, вы спасаете молодых актеров от опасности потеряться в рутинном театральном процессе.

– Как обычно бывает? Заканчивают они институт, идут по распределению в какие-то театры, если попадают, и начинается система провалов. Редко когда они получают роли, на которых могут развиваться. Как правило, встраиваются в систему обслуживания. И профессиональный рост прекращается.

– Но Мастерская – блуждающий театр.

– Так как у нас нет своей постоянной площадки, мы придумали такую идею, что играем где хотим, где задумали, по-этому наши все спектакли находятся в совершенно разных пространствах, за нами надо следить. У нас нет определенного дома, но зато есть ощущение театра.


«Я должен быть в Петербурге»

– Как вы все успеваете? Очевидно, вы живете Мастерской – а есть же еще работа в кино, на телевидении.

– Я зарабатываю там деньги. Да, время от времени я этим занимаюсь. Потому что надо как-то содержать семью. И это дает возможность привлекать актеров Мастерской к съемкам и давать им возможность зарабатывать.

Если я вступаю в зону, где от меня что-то зависит, я пытаюсь сделать это предельно честно и в телепроектах работаю на чистом профессионализме. Я уже стал профессиональным сериальным режиссером. На каком-то определенном уровне мне не стыдно за то, что я делаю. Я знаю, например, что актеры очень любят со мной работать: бывает, устраивают бунт, не хотят сниматься, если снимаю не я.

Когда мне предложили роль в «Петербургских тайнах», первой реакцией было отторжение. Но потом, когда я согласился это сделать, отношение изменилось. А какая команда актеров собралась, невероятно интересная! Там я познакомился и долгое время работал с Наташей Гундаревой, с Леной Яковлевой, с Колей Караченцовым. Режиссер сериала, Лео-нид Пчелкин, который вовлек меня позже и в телевизионную режиссуру, сказал: «Я же собираю сборную Советского Союза!» И как-то в результате я втянулся.

– Вы находите время на какой-то досуг? Сейчас вы приехали на гастроли в Петербург. Будете гулять по городу?

– Я все время гуляю, если бы не наша с вами беседа, я бы погулял. Но закончится разговор, и я пойду на репетицию. За все время гастролей у меня будет только один свободный вечер.

– Лирический вопрос. В романтический период ухаживаний за вашей будущей женой вы отправились в поездку в Ленинград. Живо ли то впечатление от города сегодня?

– Моя природа требует, чтобы я хотя бы раз в год бывал в Петербурге. Это просто обязательные для нее вещи. И, наверное, это рифмуется, связано с тем, что было когда-то. Нужно куда-то возвращаться. У Геннадия Шпаликова сказано: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места». Я считаю наоборот – прежние места необходимо посещать. Просто необходимо, чтобы напитываться ими, чтобы вспоминать. Когда в человеке включается память, то включается добро. Когда он вспоминает, он становится добрее. В реальности добра было не так много, но человек, вспоминая, думает о нем как о чем-то существенном, сформировавшем его. Он это добро расширяет, делает объемным, громадным и очень значимым. И поэтому мне надо в Петербург. Необходимо. Я должен здесь быть.

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes