«Задача – не строить барьеров»

30-летний преподаватель истории гимназии № 116 Санкт-Петербурга Илья Демаков одержал победу во всероссийском конкурсе «Учитель года». Наша встреча с лауреатом состоялась на его рабочем месте (то есть в классе) спустя некоторое время после конкурса.

 

 

 

Константин ГЛУШЕНКОВ
info@gazetastrela.ru

– Илья, каково быть победителем?

– Это большая ответственность. Помимо обычной работы, добавились новые функции. Теперь нужно накопленный опыт передавать другим. Есть и задачи, связанные со статусом общественного советника министра образования. В частности, хотелось бы сократить избыточный федеральный перечень учебников. Пока история – единственный предмет, где в перечне не десятки, а только три линейки учебников. А по другим предметам их более тысячи, и такое состояние дел нужно менять.

– Можно сказать, что ваш наставник Сергей Александрович Букинич сыграл свою роль в выборе вами профессии?

– Несомненно, его пример и яркий талант стали импульсом к выбору профессионального пути и для меня, и для многих других. Думаю, есть и своего рода генетическая предрасположенность: я представляю уже четвертое поколение учителей в нашей семье. Мама – учитель искусства. Особый тип учителя я видел в своей бабушке, учительнице химии. Она была очень похожа на героиню Анастасии Георгиевской, учительницу географии в фильме Алексея Коренева «Большая перемена». Когда пересматриваю фильм, не покидает ощущение, что этот образ как будто списан с бабушки. А прадед был учителем математики в сельской школе. Хотя неправильно было бы говорить, что только гены сыграли свою роль. Конечно, были разные мысли и желания, и отнюдь не всегда я стремился к учительству. Вообще думаю, что профессиональный выбор – это зачастую случайность. В моем случае как раз главную роль сыграла встреча с Сергеем Александровичем.

– Зачем состоявшемуся учителю участвовать в конкурсах?

– Это самая сильная и самая эффективная форма повышения квалификации. Приобретение новых навыков происходит даже в том случае, если конкурс не приносит высокого результата. Уверен, что чем больше учителя будут участвовать в конкурсном движении, тем ощутимее будет их профессиональный рост. Полезно оказаться в ситуации, когда не ты ставишь оценку, а, наоборот, тебя оценивают. Хотя это бывает болезненно и не каждый к этому готов.

«Они могут и не соглашаться»

– Каково было молодому парню в первый раз зайти в класс?

– Первые уроки, как правило, у начинающих учителей проходят хорошо. А вот чуть позже тебя начинают испытывать на прочность. И ощущение наставничества со стороны более опытных коллег помогает преодолевать трудности.

– Преподавая историю, вам удается оставаться объективным?

– Стараюсь. История учит прежде всего фактам. Но это не значит, что ты никак не оцениваешь то, что изучаешь. У учителя должна быть позиция по преподаваемым вопросам. Ученики в этом случае ощущают, что ты не просто произносишь заученные фразы, а выражаешь свою позицию, с которой они могут и не соглашаться. Часть учеников примут твое мнение и будут им оперировать, а другие, наоборот, будут спорить и искать свои аргументы.

– Современные школьники далеко ушли от вас по освоению технологий?

– Конечно. Я-то еще в инструкции поглядываю, а дети сразу включают новый гаджет и интуитивно осваивают его. Это вызов учительскому сообществу. С улыбкой вспоминаю, как в фильме Ильи Фрэза «Это мы не проходили» 1975 (!) года о студентах-практикантах педагогического вуза героиня Татьяны Пельтцер, преподаватель пединститута, говорит своим студентам: «Учить детей всегда было трудно, а сейчас, как вы знаете, вообще невозможно». Интересно, что бы она сказала сегодня.

Правда, дети не всегда умело пользуются техникой, идут по легкому пути и решают примитивные задачи, а могли бы выполнять более сложные задания. Наша задача – не ставить барьеров, а помочь умело использовать это самое «черное зеркало», без которого им уже не обойтись.

Бороться с этим – все равно что бороться с будущим. Нужно показать, что гаджет может решать практические и сложные задачи. Ребята активно используют цифровую среду – и это приносит очевидный результат. Моя ученица Марина Морозевич (ныне студентка второго курса юрфака СПбГУ) дважды побеждала на Всероссийской олимпиаде по праву, а теперь помогает в подготовке других моих учеников.

«Счастье – удачные уроки»

– С кем из исторических персонажей, когда-либо живших на Земле, вам бы хотелось встретиться и пообщаться?

– С Василием Осиповичем Ключевским, пожалуй, самым авторитетным и читаемым российским историком. Иногда ловлю себя на мысли о том, что начинаю рассказывать его словами – такая сила у его текстов, написанных более века назад.

– Когда вы бываете особенно счастливы?

– Когда провожу время со своим братом-пятиклассником Арсением. Ему я посвятил и победу на конкурсе. С этого года я для него еще и учитель. А вообще для учителя особенно счастливыми остаются удачные уроки.

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes