«Парадокс Монти Холла?! Я знал!»

Сетевой бар в центре столицы. Полутьма, громкая музыка, на плазменных экранах – клипы об экстремальных забавах, прыжках с высоты. Время для субботнего загула еще не наступило – четыре пополудни, но бар полон, команды от 4 до 10 человек самого разного возраста перешучиваются друг с другом. В Москве – бум интеллектуальных игр.

 

Юлиана ПАРФЕНОВА
info@gazetastrela.ru

В основном народ 25–35 лет, но кто-то взял маму, а кто-то – сына-старшеклассника. Игровой клуб называется как привет из советского детства – «Кругозор». За первые три места полагаются призы, за предпоследнее – бутылка шампанского. Тонко.

После игры встречаемся с организаторами. Все ребята молодые: один – предприниматель, другой – спортсмен, третий – менеджер по продажам с актерским прошлым. В сезон они занимаются интеллектуальными играми в барах, а летом у них другой проект – организуют для экстремалов прыжки с высоких точек. Страховка, техника безопасности – все серьезно. Делать то, что нравится больше всего на свете, да еще и получать за это деньги – такое сейчас случается все чаще и чаще.

В Москве шквал и эпидемия игр, основой для которых послужили знаменитые состязания знатоков «Что? Где? Когда?». Сходу можно назвать десяток компаний, которые организуют в будни и выходные игры в барах и ресторанах – «Мозгва», «Квизиум», «Без дураков», «Эйнштейн Party». Есть элитарные «Игры Довженко», где собираются свойским кружком знаменитости и крепкие бизнесмены, свои битвы регулярно проводят владель-цы бренда «Что? Где? Когда?» – корпорация «Игра».

И физики, и лирики

Схема проста: договариваетесь с друзьями, бронируете столик, даете своему коллективу название – и приходите играть. Правила у разных организаторов слегка отличаются: где-то в команде должно быть строго не более шести человек, другие лояльней – за один стол могут усадить двоих, за другой – десять. Некоторые клубы пристраивают одиночек – каждая лишняя голова на самом деле не лишняя, а по-своему ценна.

В основном само участие в такой интеллектуально-ресторанной забаве стоит 500–1000 рублей. Некоторые заведения требуют депозит за столик – хотят быть уверены, что вы съедите и выпьете тысяч эдак на пять, ну или хотя бы на три. Где-то оставляют этот вопрос на самотек, течет в основном молочный улун.

На обдумывание, как всегда, дается одна минута, ответы пишутся на бумажках. В отличие от телевизионных игр формат вопросов более разнообразный: то просят угадать музыкальный фрагмент, то фильм по небольшой части афиши (потом добавляют еще фрагмент, но очков дадут уже меньше). Тексты вопросов в основном транслируются на плазменных экранах, так что записывать нет нужды, и вообще – просто получайте удовольствие. Свет, звук, технологии – ощущаешь себя в ХХI веке.

Почему этот бум мы наблюдаем именно сейчас? Ведь формату, который придумал Владимир Ворошилов, на советском телевидении уже больше 40 лет, при многих учебных заведениях давно существуют игровые клубы, проводятся турниры.

Взять, к примеру, клуб Бауманского университета: турниры здесь проходят по выходным с 10 утра, в будни тоже можно попасть на соревнования и тренировки. У кого-то руки не для скуки, а здесь не дают лениться мозгам. Обстановка в одном из небольших залов на нижнем этаже бауманских общежитий в Госпитальном переулке сугубо спартанская, кондиционера нет, но кофе игрокам нальют, даже со сгущенкой, если у вас вдруг приступ ностальгии по студенческим временам, и печенье предложат. Кроме выпускников Бауманки, кого здесь только не встретишь – за одним столом могут играть и студенты других вузов, и пенсионеры, и физики, и лирики, и телевизионные знаменитости! Есть сыгранные команды, но будут рады и одиночкам – ведущий присоединит вас к недоукомплектованному коллективу.

Порядки вполне демократичные: нет фейсконтроля и результаты теста IQ не требуют, но придется подписать договор, указать паспортные данные и следовать правилам. Вопросы для игр готовят редакторские коллективы со всего мира – идеолог клуба Дмитрий Смирнов умеет заинтересовывать и объединять вокруг себя таких людей. Иногда во время игры испытываешь ощущение, будто находишься в интеллектуальном центре планеты Земля, вот прямо в самом ядрышке. Когда тебе вопрос не становится понятней даже после оглашения ответа и пояснений ведущего, а весь клуб в едином выдохе восклицает: «Парадокс Монти Холла?! Ах, черт! Я же знал!»

Не впадая в комплексы

По мнению Валентины Голубевой – известного игрока, капитана женской сборной, пакет вопросов должен быть составлен так, чтобы неотвеченными оставалось 30–35 процентов из них. Меньше – слишком легко, больше – слишком трудно, люди не получают удовольствия, впадают в тоску и комплексы.

Валентина Голубева, кроме организации корпоративных игр и редактирования базы вопросов, занимается еще и тренировкой команд. Ее воспитанники берут призы на корпоративных турнирах, где ставки высоки. Например, команда «Роснефти» третий год получает высшие награды в отраслевом турнире Национального банковского журнала, где между собой соревнуются Банк России, Сбербанк, «Лукойл» и прочие сильные мира сего.

Популярность интеллектуальных игр можно только приветствовать – чтобы удержать у себя завсегдатаев, клубы должны все время следить за качеством вопросов. Чтобы привлечь такую ценную аудиторию, рестораны дают хорошие скидки на меню и выделяют призы. Видимо, формирование культуры проводить время вне дома идет в России вот таким своеобразным способом: выйти в свет хочется, но просто поесть в ресторане – скучно, напиваться – немодно, танцевать что-то сложное в массе своей население не умеет. А вот совместное разгадывание головоломок – это наше.

Возможно, это такой своеобразный ответ общества на упрощение навязываемой со всех сторон массовой культуры. Не знаю точно. Некогда. Сегодня в семь тридцать – игра.

______________
Прямая речь

Валентина ГОЛУБЕВА, двукратная обладательница «Хрустальной совы»

– Когда меня спрашивают, разве можно натренировать играть в «Что? Где? Когда?», я отвечаю: конечно! Это же командная игра. Если вы не знаете чего-то, то наверняка знает ваш сосед справа. Или слева. Или даже вы сами знаете, но забыли, а надоумит тот, кто сидит напротив. Надо только, чтобы за столом создалась такая атмосфера, синергия всех умов. Как ее создавать, мы и учимся на тренировках. Ну и силу опыта никто не отменял. Хотите играть лучше – играйте больше!

______________
В тему

Откуда в «Что? Где? Когда?» появился его неизменный атрибут – волчок? По воспоминаниям редактора Наталии Стеценко, создатель и ведущий игры, режиссер Владимир Ворошилов однажды зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок своему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять.

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes