За каждым портретом – судьба

Английская пословица гласит: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», и в этих словах – бесспорная истина. Особенно если речь идет о людях творческих. Выставка в новом столичном Музее русского импрессионизма с лаконичным названием «Жены» иллюстрирует этот тезис.

 

 

Оксана КРАПИВКО
info@gazetastrela.ru

Великие русские художники, имена, вписанные в историю: Илья Репин, Михаил Врубель, Константин Коровин, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов.

А вот имена женщин, которые вдохновляли их на создание шедевров, широкой публике не столь известны. «Жены» заполняют лакуну: на выставке представлено более 40 портретов возлюбленных.

Каждая из них влияла на творчество своего мужчины по-своему. Кто-то растворялся в любимом и полностью посвящал свою жизнь служению его таланту. Такой была верная спутница Валентина Серова Ольга Трубникова, родившая ему шестерых (!) детей. Этой женщиной восхищался Константин Коровин, лучший друг художника, и даже дарил ей сапфиры и жемчуга. Впрочем, у самого Коровина была собственная муза – гражданская жена Надежда Комаровская, актриса БДТ в Петрограде. А вот законная супруга художника Анна Фидлер не удостоилась портрета, хотя прожила с ним вплоть до его смерти в эмиграции. При этом Коровин считал супругу безучастной к своему творчеству и страдал от того, что «она ничего не понимает».

По словам Юлии Петровой, директора Музея русского импрессионизма, на выставке много уникальных экспонатов. Кузьма Петров-Водкин сделал своей возлюбленной предложение, пока она позировала для портрета, – и этот портрет присутствует здесь. На полотне кисти Игоря Грабаря изображены сестры Мещерины – удивительно, что он был женат по очереди на обеих, но на момент создания картины, конечно, не мог знать, что именно так сложится жизнь. У Сергея Судейкина на полотне «Моя жизнь» – многофигурная композиция: изображены сам автор в костюме Арлекина, его первая и вторая жены и ближайший друг Михаил Кузмин, с которым художник также имел связь. Примечательны скульптурный портрет Маргариты Конёнковой, жены советского скульптора Сергея Конёнкова: нежный, чувственный образ под названием «Весна», который не вяжется со славой любвеобильной советской разведчицы, в чьей биографии значились романы с Федором Шаляпиным, Сергеем Рахманиновым, а затем и самим Эйнштейном. Специально для выставки основная коллекция музея пополнилась работой скульптора Павла (Паоло) Трубецкого «Мать и дитя», где изображена его жена Элин Сундстрём.

– Кроме того, в музее пройдут лекции об истории моды и знаменитых парах, мастер-классы по fashion-иллюст­рации, специальные программы для мам с маленькими дочками, – рассказывает Юлия Петрова. – Будут специальные мероприятия, приуроченные к 8 Марта, – не секрет, что, по статистике, женщины ходят в музеи чаще мужчин, и в этот день праздник должен встречать их везде.

«Жены»: 1 февраля – 15 мая, Музей русского импрессионизма (Москва)

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes