Движение назад

Запрет показа фильма «Смерть Сталина» (нарушить который посмел поначалу столичный кинотеатр «Пионер», но быстро одумался) стал для него неплохой рекламой. В интернете бродят экранные копии (я смотрела с эстонскими субтитрами и русским переводом), и любой при желании может посмотреть «тоталитарную комедию в вольной трактовке» со Стивом Бушеми в одной из главных ролей (Никиты Хрущева).

История с выдачей, а потом отзывом прокатного удостоверения – очень показательная для сегодняшнего этапа развития нашей страны. Запретительство как способ оградить соотечественников от нежелательного контента – гримаса из недавнего прошлого, которое усердно возвеличивается и периодически возвращается.

На самом деле Министерству культуры не стоило волноваться: фильм провалился бы в нашем прокате и без его деятельного участия. Можно только мечтать о тех временах, когда возможность адекватного восприятия собственной истории достигнет в стране такого уровня, чтобы большое количество зрителей пришли в кинотеатры на фильм, в гротескной форме рассказывающий о марте 1953-го, когда на Ближней даче отошел в мир иной «вождь всех времен и народов».

«Смерть Сталина» вовсе не про Сталина, он там появляется в четырех эпизодах живой  и в двух – мертвый. Фильм – про его окружение, которое боится, ненавидит, интригует, предает  и вождя, и друг друга. Едины в одном – им плевать на народную быдломассу, с которой можно делать все что хочешь. «Что касается художественных достоинств картины – если бы не запрет и «самиздат», то в кино я бы на нее не пошла» – этот комментарий из «Фейсбука» довольно точно рисует и содержание фильма, и абсурдность ситуации в век информационных технологий.

Зато больше месяца на всех экранах страны с триумфом идет спортивный блокбастер «Движение вверх». Фильм, за который зритель в прямом смысле проголосовал рублем (лучшие сборы за всю историю отечественного кино). История о легендарном баскетбольном матче между сборными СССР и США на Олимпиаде-1972 в Мюнхене мало кого оставила равнодушным. Вокруг сюжета, мешающего правду с художественным вымыслом, сломано множество копий.

О достоинствах фильма можно спорить (мне понравился), но ее успех, на мой взгляд, свидетельствует вот о чем: нам, живущим в России, сегодня отчаянно не хватает поводов для гордости собственной страной. Предъявляемые в качестве таковых достижения (в спорте ли, в политике или экономике) чаще всего носят явный привкус фальши, и даже те, кто рад обманываться, рано или поздно вынуждены это признавать.

Поэтому авторам и приходится обращаться к историческим победам, а зрителям – плакать в темноте кинозала над по-голливудски закрученным вдохновляющим сюжетом. Поэтому и прошлое не может быть недостойным – таким, каким является нам, например, в той же «Смерти Сталина». Поэтому и нечего удивляться, что вместо движения вверх и вперед мы держим путь ровно в противоположных направлениях.

Гульсара ГИЛЬМУТДИНОВА

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes