Невидимка во имя искусства

На вопрос о том, приносит ли ему творчество доход, Лю БОЛИН со смехом отвечает: «Как же может художник быть богатым?». Тем не менее у себя на родине он как минимум раз в год проводит персональную выставку, а многие его полотна (язык не поворачивается назвать их фотографиями) уже включены в солидные художественные собрания. 

 

Оксана КРАПИВКО
info@gazetastrela.ru

Камуфляж иллюзий

На фоне огромного полотна «Сады Эдема» из собрания музея современного искусства «Эрарта» (автор Петр Горбань) терпеливо стоят в робах две хрупкие девушки. Одна – блогер Елена Шейдлина, известная в интернет-сообществе своими смелыми образами, вторая – корреспондент НТВ Мария Сапожникова. Над ними вот уже несколько часов колдует команда французских художников, вооруженных акриловыми красками и современной цифровой фототехникой. Это – творческий перформанс от китайского художника Лю Болина, «человека-невидимки», которого в мире современного искусства называют мастером оптических иллюзий. Он наносит краски на одежду и тело так, чтобы слиться с окружающей средой или фоном, становясь «невидимым», а затем фотографирует полученную композицию. На создание одной такой фотографии, даже с учетом усилий пяти или шести ассистентов, может уйти целый день. Кстати, перед тем как нанести краски на открытые участки тела, художник защищает кожу от токсического воздействия акрила большим количеством защитного крема.

На вопрос, как ощущается слой краски на лице, Елена Шейдлина отвечает: «Как косметическая маска из глины». Аудиторию заинтересовало, почему модели позируют в спецовках, в то время как на картине мы видим обнаженных красавиц. Художник ответил, что это его принципиальная позиция – не использовать в своих работах боди-арт. Сам Лю Болин обычно одевает моделей в форму китайских сухопутных войск. Оказывается, в свое время он мечтал стать или художником, или… военным. «Вот так обе мои мечты сбылись в моем творчестве», – смеется 45-летний Лю Болин.

Анонимный протест

Обычно моделью для своих работ художник является сам. Именно сочетание фона, который Лю Болин всегда тщательно выбирает, и практически невидимых, но все же различимых контуров человеческой фигуры создает эффект растворения действующего субъекта. Такое включение себя в определенный пейзаж позволяет художнику высказать молчаливый и анонимный протест против существующей политической или социальной ситуации. «Исчезая» на фоне портрета Мао, китайского и советского флагов или перечеркнутых строк статьи 19 Всеобщей декларации прав человека, Лю Болин протестует против состояния современного общества и попрания государством свобод гражданина. Особенно впечатляет коллаж «Учиться на картинках», где лица людей оказываются спрятанными за силуэтами автомата Калашникова и другого оружия, коммунистическими символами и портретами политических лидеров. Художник помещает их между обыденными вещами – чашкой лапши, беседкой, цветами и фруктами, персонажами мультфильмов и Великой Китайской стеной. И возникает вопрос: так ли уж важен Маркс и Мао по сравнению с яблоком или пандой?

Обезличенный потребитель

Впрочем, художника заботят и другие проблемы современного общества – неконтролируемое и чрезмерное потребление, которое ведет к обезличиванию, к уничтожению индивидуальности в современном обществе. Наверное, особенно остро проблема консюмеризма ощущается именно в Китае, где мировая пропаганда потребительства стала причиной взрыва производства различных товаров, идущих на экспорт. Самый наглядный символ массового производства – дешевые пластиковые игрушки и сувениры. Причем производящие их китайские рабочие понятия не имеют о тех символах и прототипах, которые служат образцом для создания одноразовых, зачастую никому не нужных пластмассовых изделий. Лю Болин «прячется» в груде пластиковых безделушек, в овощной лавке, на фоне аптечных витрин, в отделе фастфуда в супермаркете, предстает перед зрителем увешанным смартфонами, которые называет главной проблемой современности. Как апофеоз бездумного потребления в современном мире – едва заметный силуэт художника на фоне висящих рядами мясных туш (привет Шемякину!) на картине «Париж, мясной завод» из серии «Спрятаться в городе».

Выставка в «Эрарте», которая продлится до 20 мая, организована в сотрудничестве с Galerie Paris-Beijing.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes