Альтернативная реальность хоккея

Когда-то, уже довольно давно, он защищал ворота ленинградского СКА и становился бронзовым призером чемпионата СССР по хоккею. Уже в 2000-х был и ассистентом, а затем и главным тренером СКА. Сегодня Сергей Черкас – генеральный директор ХК «Динамо» (Санкт-Петербург). Новый клуб, новая работа, новая история, новые вызовы – фактически новая жизнь. Об этом мы и беседуем.

Игорь ЧЕБОТАРЕВ
info@gazetastrela.ru

«На матчи СКА хожу и сейчас»

Для многих людей весь хоккей Санкт-Петербурга ассоциируется с одной-един-ственной аббревиатурой – СКА. Тут и вся хоккейная история, ведущая отсчет прямо с 1946-го – года зарождения хоккея с шайбой в нашей стране, и сегодняшний день. Ведь СКА – действующий обладатель Кубка Гагарина в Континентальной хоrкейной лиге, а добрая половина его состава – теперь и олимпийские чемпионы Пхенчхана. Тем не менее второй хоккейный бренд Северной столицы – «Динамо» – активно развивается. Клуб растет, выигрывает, мечтает о победе в Кубке Петрова Высшей хоккейной лиги и тоже задумывается о КХЛ. А для его генерального директора перевоплощение из армейца в динамовца происходит в очень знакомых декорациях – как-никак офис клуба располагается в том самом СК «Юбилейный», где прошла фактически вся игровая карьера Черкаса в качестве вратаря СКА.

– Сергей Михайлович, значительная часть вашей жизни – и как игрока, и как тренера – связана со СКА. Уже успели в душе превратиться из армейца в динамовца?

– Наверное, придет время, когда я действительно смогу назвать себя динамовцем. Пока мне просто нравится работать, нравится участвовать в развитии этого клуба. А что касается того, как я себя ощущаю… Знаете, ведь в нашем городе в хоккее динамовцев и нет, по сути, команда с таким названием была расформирована еще в 1971 году, так что историю клуба мы пишем фактически заново. И все мы по ходу этого процесса постепенно становимся динамовцами. Наверное, пройдет еще какой-то период – и уже окончательно ими станем. Но вот я, например, 32 года в разных качествах отработал в СКА – попробуйте за пять лет существования динамовского клуба так резко изменить свое восприятие.

– На матчи СКА ходите?

– Хожу и болею. И по телевизору их игры никогда не пропускаю. Мне это интересно.

– Переход из тренера в генеральные директора тоже прошел без особых проблем?

– Знаете, это тоже был довольно болезненный момент. Все-таки деятельность генерального директора – совсем другая. Приходится очень много работать с бумагами, взаимодействовать с бухгалтерами, юристами… Но я все равно стараюсь оставаться в хоккее – участвовать и в процессе комплектования команды, и в решении каких-то других вопросов. Вчера вот, например, до часа ночи просматривал матч нашей молодежной команды – пытался понять, как может получиться такая фантастическая игра с результатом 7:7 и победой после серии буллитов. Хотелось понять, как можно так здорово действовать в атаке и так слабо – в обороне, чтобы потом побеседовать на эту тему с тренерами. Такие ситуации тоже позволяют оставаться в хоккейном тонусе.

– Если говорят про хоккей в Санкт-Петербурге, то почти всегда имеют в виду СКА. Удалось ли, на ваш взгляд, за пять лет существования клуба «Динамо» немножко изменить эту ситуацию?

– Надо сразу сказать, что подвинуть в этом смысле СКА совершенно невозможно. Это заслуженный бренд, который на сегодняшний день уверенно занимает свою нишу. Он выиграл все, что только можно, и продолжает развиваться.

А вот добиться того, чтобы и «Динамо» тоже стало узнаваемым, – это наша задача. Да, «Динамо» уже знают, на «Динамо» ходят, за «Динамо» болеют. Но, конечно, нам хочется большего. И я надеюсь, что с нашими успехами, с нашей деятельностью, направленной на то, чтобы болельщикам было интересно не только на трибунах, но и в фойе спортивного комплекса, где перед матчами и в перерывах проходят викторины и концерты, работают многочисленные кафе, – все это создаст нам собственную аудиторию.

«У нас – своя публика»

Впервые отправляясь на матч ХК «Динамо», я, честно говоря, ожидал увидеть полупустые трибуны, тихий зал и услышать характерный для игры при незаполненных трибунах гулкий звук столкновений с бортами. Как-никак матч Высшей хоккейной лиги – второго хоккейного эшелона страны – это отнюдь не игра КХЛ. Соприкосновению этих ожиданий с действительностью больше всего подошел бы модный термин «разрыв шаблона». Семитысячная арена «Юбилейного» была не просто забита под завязку – люди сидели во всех проходах, а на входе в комплекс стояла толпа людей, так и не сумевших попасть на хоккей. Да, это было дерби – «Динамо» играло с земляками из клуба «СКА-Нева». Да, клуб в этом году приглашал зрителей на матчи регулярного чемпионата бесплатно – вход для желающих был в тот день закрыт просто потому, что на арене уже физически не хватило мест. Но все равно впечатление было сильным. При этом, как оказалось, генеральный директор считает, что в работе со зрителями клуб еще и недорабатывает.

– О спортивных итогах сезона-2017/18 говорить рано – «Динамо» продолжает борьбу за главный трофей ВХЛ – Кубок Петрова. А довольны ли вы тем, как сезон прошел в плане организации?

– Если брать спортивную составляющую, то тем, как прошел сезон – и в ВХЛ, и в молодежной, и в женской команде, – мы в целом довольны. В плане организации есть моменты, в которых надо добавлять. Это, в частности, работа со зрителем, с молодежью. Здесь у нас остались некоторые вопросы. Например, по окончании сезона мы хотим устроить встречу с инициативной группой болельщиков, наладить с ними контакт. Хочется, чтобы, с одной стороны, эта группа развивалась, а с другой, чтобы мы имели с ними контакт, – не с болельщиками вообще, а именно с инициативными группами, которые сидят у нас за воротами. Мы хотим с ними подружиться, понять их интересы, найти способы взаимодействия – так, как это делают все большие спортивные клубы. Потому что плей-офф ВХЛ показал, что на каком-то этапе клуб теряет нашего болельщика. В регулярном чемпионате на наши матчи ходило больше людей, и тут нам надо улучшать свою работу.

– Введение именно на матчи плей-офф платных билетов, пусть и с чисто символической стоимостью в 50–100 рублей, тоже стало фактором снижения посещаемости?

– Мы сознательно сделали цену билетов совершенно символической. Естественно, дело не в деньгах – средства, которые мы получаем от продажи билетов, ни в коем случае не окупают никакие расходы. Но почему мы вынуждены были пойти на такой шаг? Вот представьте: приходит на матч семейная пара с ребенком, занимает места. Во время перерыва люди выходят попить кофе или что-то купить ребенку – возвращаются, а их места уже заняты. Часто люди оставляют свои вещи на местах, а потом видят их передвинутыми. Начинаются какие-то конфликтные ситуации… И таких сигналов мы получали очень много. Так что решение о введении билетов с конкретным местом у каждого зрителя – как в театре, как в кино – было принято только для обеспечения удобства самих болельщиков. При этом у нас все равно остаются социальные программы с бесплатными билетами в сектора за воротами.

– Бросается в глаза, что на матчах «Динамо» очень много девушек, женщин, детей. Это следствие какой-то целенаправленной адресной политики клуба? Вы видите именно в этом сегменте ресурс пополнения своей аудитории?

– На самом деле все отмечают, что у нас совершенно иная публика, чем, например, на футболе или даже на матчах хоккейного СКА, совершенно другой контингент. Да, у нас много женщин, много молодежи, очень много детей. Наверное, это можно объяснить желанием людей иметь какую-то альтернативу. К тому же команда играет интересно, ярко, побеждает – и это тоже добавляет новых зрителей. Именно новых. А мы стремимся сделать так, чтобы им было с нами интересно.

О КХЛ забыть не дают

В этом году «Динамо» выиграло регулярный чемпионат ВХЛ (между прочим, в турнире участвуют команды не только из России, но и из Казахстана и Китая) и продолжает в плей-офф борьбу за главный трофей лиги – Кубок Петрова. Посещаемость и атмосфера на матчах команды таковы, что этому позавидовали бы многие клубы КХЛ. Есть полное ощущение, что по многим параметрам клуб уже полностью готов к выступлению в главной хоккейной лиге страны. Так ли это на самом деле?

– Не называя фамилий, можете оценить, сколько процентов игроков «Динамо» уже готовы играть на уровне КХЛ?

– Ответом можно считать серию плей-офф против новокузнецкого «Металлурга» – команды, в которой 15 человек в прошлом сезоне играли в КХЛ. Если мы обыгрываем эту команду, то можно сделать вывод: стоит добавить в наш нынешний состав легионеров и несколько российских ребят – и мы вполне могли бы не просто играть в КХЛ, а бороться там за попадание в плей-офф.

– Как бывшего вратаря не могу не спросить: голкипер «Динамо» Александр Самонов (на фото — прим. ред.) – уже готовый вратарь для КХЛ?

– Да, он уже полностью готов играть на уровне КХЛ, и этот трамплин в виде нашей команды дал ему все возможности, чтобы сделать это. Не будем забывать, что у него уже есть победы на уровне КХЛ в составе того же «Витязя» – клуба, с которым мы в этом году имеем договор о сотрудничестве.

– А у самого «Динамо» мысли о КХЛ есть?

– Мысли такие есть всегда. Причем зачастую это даже не наши собственные мысли, а мы неожиданно получаем какую-то информацию извне – например, из публикаций в СМИ. Но надо четко понимать, что выступление на уровне КХЛ – это совершенно другие финансовые расходы. Одно дело – иметь бюджет на команды ВХЛ, молодежной и женской лиги и совсем другое – на команду КХЛ. Кроме того, не все зависит от нашего желания – должно быть решение руководства о том, чтобы в городе появилась вторая команда КХЛ. Есть и другой момент: очень важно, чтобы возможный переход на новый уровень не разрушил всю ту систему, которую нам удалось построить, начиная с хоккейной школы. Пример того же СКА как раз показывает эффективность полностью выстроенной системы. Александр Барабанов, пройдя всю эту систему, уже стал олимпийским чемпионом!

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes