Mamma mia, или Звездопад по-милански

Корейская фигуристка Ханул Ким выступила на чемпионате мира в Милане не слишком удачно, но ее произвольную программу вполне можно считать одним из символов турнира. Ведь музыкой для нее кореянка выбрала саундтрек к известному мюзиклу Mamma mia, а именно это традиционное восклицание чаще всего звучало в дни чемпионата под сводами миланского «Медиоланум Форума».

Владимир ЮРИНОВ
yurinov@gazetastrela.ru

По сути, mamma mia прошло через весь турнир красной нитью, так как поводов для этого итальянского шумного выдоха было предостаточно – гораздо больше, чем на любом другом чемпионате мира последних лет. И радости от этого оказалось немного. Для нас – в особенности.

Огонек на льду

На Апеннинах, как известно, живет народ шумный. И когда моими соседями по ложе прессы во время решающих событий в женском одиночном катании оказались двое итальянских коллег, соседство было, честно сказать, непростое. Они совершенно очевидно ждали выступления главной местной звезды Каролины Костнер, которая по жребию выступала последней, и почти демонстративно не интересовались ничем прочим – смотрели на планшетах какой-то футбол, шумно обсуждали между собой перипетии матча. Какое там фигурное катание? Лишь во время выхода россиянки Алины Загитовой перевели взгляд на лед. Как-никак к своему прокату готовилась олимпийская чемпионка Пхенчхана – фигуристка, которая, как казалось по ходу нынешнего сезона, вообще не умеет проигрывать. Звезд любят везде! Но где-то на третьей минуте выступления справа от меня прозвучало то самое громкое, почти отчаянное: mamma mia…

Три падения Алины в произвольной программе стали шоком даже для довольно далеких от этого вида спорта итальянских коллег. Для всей нашей страны – безусловно, тоже. Хотя у присутствовавших непосредственно на месте событий некоторый червячок сомнения в благополучном финале невероятного для Алины сезона закрался еще накануне. И дело даже не в том, что Загитова впервые проиграла короткую программу, совсем чуть-чуть уступив Костнер, откатавшей дома последний турнир в карьере на невероятном подъеме эмоций.

Насторожили глаза олимпийской чемпионки после ее первого выхода на лед в Милане. Загитова говорила правильные и даже в чем-то любопытные слова: «Да, я уже стала олимпийской чемпионкой, но это ведь мой первый сезон во взрослом катании – и значит, первый взрослый чемпионат мира. Так что мне все тут интересно, я продолжаю учиться – и поэтому ничуть не разочарована тем, что уступила в короткой программе». Но при этом малую серебряную медаль за второе место в первом виде чемпионата (их по традиции вручают не на арене, а в кулуарах – прямо перед пресс-конференцией) сняла практически сразу же после награждения. К серебру она явно не привыкла. Да и говорила она свои слова механически – словно на автомате. Именно так, на автомате, почти без эмоций, Загитова начала и свою произвольную программу – тот самый невероятно сложный танец «красной балерины», принесший ей олимпийское золото. Даже на разминке за несколько десятков минут перед прокатом все свои прыжки Алина выполнила безукоризненно – точно так, как делала это на протяжении всего сезона. А во время самого выступления упала. Еще раз. Еще… В итоге – пятое место.

Перед чемпионатом мира она сама рассказывала, что буквально за несколько месяцев выросла на три сантиметра – наверное, этот фактор тоже мог сказаться на прыжках. Но вряд ли именно он решил дело. Алине в Милане явно не хватило эмоций. Не хватило самой себя – какого-то внутреннего огонька. И даже ее показательный номер со свечой во время гала-представления именно тут, в Милане, выглядел по-своему символично. Этот огонек она вынесла на арену не в самой себе, а в руках. И перед катанием – аккуратно положила на лед в центре катка. Mamma mia…

Настоящий звездопад

Для болельщиков в России развязка женского турнира стала главной драмой миланского чемпионата мира. Но по меркам всего турнира она была лишь прелюдией к событиям в мужском одиночном катании, где произвольная программа превратилась в настоящий звездопад: достаточно сказать, что в сильнейшей разминке из шести человек упали пятеро, причем большинство – не по разу.

Рекордсменом в этом плане стал призер прошлогоднего ЧМ китаец Боян Цзин, который совершил в произвольной программе пять (!) падений, выдав наверняка худший прокат во всей своей жизни.

В итоге случилась поистине уникальная история, когда серебро чемпионата мира завоевал фигурист, трижды упавший в произвольной программе (японец Шома Уно), а бронзу – упавший дважды (россиянин Михаил Коляда). Уже после награждения Михаил честно признался: «Немного удивлен тем, что оказался сегодня на подиуме. Ясно, что меня выручила короткая программа. Так или иначе для России это первая медаль чемпионата мира в мужском турнире с 2011 года, и мне очень приятно, что завоевал ее именно я». Действительно, итог миланского фестиваля падений оказался весьма позитивным для наших фигуристов.

Другой представитель России – Дмитрий Алиев – после досадной неудачи в короткой программе (там он из-за нелепой ошибки остался вообще без баллов за целый элемент) очень неплохо откатал произвольную и совершил прорыв из второго десятка протокола на итоговое седьмое место. Теперь после довольно долгого перерыва Россия восстановила в этом виде максимальную квоту представительства на ЧМ – через год в Японии в мужском одиночном катании нашу страну снова представят три фигуриста.

«Нон че проблема»

Но наиболее отчаянно это итальянское mamma mia звучало в Милане не после падений Загитовой или драматического мужского звездопада. С этим восклицанием Италия проводила на чемпионате мира почти всех своих кумиров. Карьеры завершили и великая Каролина Костнер (в это сейчас даже трудно поверить, но первую медаль ЧМ она завоевала еще в 2005 году в Москве), и замечательные танцоры Анна Каппеллини и Лука Ланотте, и влюбившая в себя практически весь мир фигурного катания харизматичная пара Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек.

В значительной степени Милан и принял решение провести у себя этот чемпионат мира, чтобы именно на домашнем турнире проститься со всеми своими звездами. Увы, прощание получилось скомканным – ни в одной дисциплине итальянские фигуристы медалей не завоевали. И если в парном катании рассчитывать на них было трудно (у тех же Маркеи и Хотарека пик формы очевидно пришелся на Олимпиаду, где они за три проката в командном и личном турнирах не допустили ни одной ошибки), то четвертые места (те самые пресловутые «деревянные медали») Костнер и дуэта Каппеллини/Ланотте повергли Милан в настоящий шок. И их знаменитая фраза-лейтмотив турнира прозвучала в итоге с самой драматической интонацией – протяжно на каждой из четырех гласных.

…После заключительного финала ЧМ – турнира танцоров – в переполненном вагоне миланского метро, отъезжавшем от конечной станции Assago Milanofiori Forum, рядом с которой располагается дворец, было непривычно тихо. Совсем не по-итальянски. Машинист сделал какое-то объявление, и в интернациональной толпе люди переглянулись. Иностранцев тут было примерно столько же, сколько местных жителей. «Кто-нибудь тут говорит по-итальянски? – в шутку спросил один из них. – Что он сказал?» «Нон че проблема», – ответил кто-то из местных жителей другой традиционной местной фразой. И все вокруг мгновенно ожило, словно весь вагон переключили на иной уровень громкости. «Нет проблем» – это здесь не просто фраза, а, скорее, мировоззрение. Да и какие проблемы? Чемпионат остался позади. Жизнь продолжается. Новые герои уже ждут своего часа.

Милан – Санкт-Петербург

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes