Больше чем просто сумма

«Сначала нужно послушать альбом, а потом говорить о нем», – предложил Борис Гребенщиков на презентации последнего детища – «Времени N». И несколько десятков журналистов в сюрреалистических интерьерах квартиры Кости Кройца, где под витражным потолком круглого зала покачиваются бумажные китайские фонарики, в благоговейном молчании прослушали все девять композиций.

 

Наталья ЛАВРИНОВИЧ
law@gazetastrela.ru

Сюрреализм это лишь на первый взгляд. Практике публичных прослушиваний альбомов «Аквариума» уже много лет: в 1983 году в красном зале рок-клуба группа поставила аппаратуру, чтобы транслировать «Радио Африку», которым музыканты страшно гордились. Собрали весь клуб и выяснили, что звук никто не настроил. Ровно как и спустя 35 лет. «То, что первый блин комом, меня страшно радует, – отметил БГ. – Это традиция».

Альбом писался два года. Его заглавную композицию, давшую название пластинке, многие наверняка слышали, группа выложила «Время N» в YouTube до официального выхода. Самому гуру абсолютно неважно, какое придет время: важно сейчас делать максимум того, чтобы людям было хорошо.

Того, что слова в песне будут запикивать, он не боится. Ему все равно. Но песня написалась, собрала миллион просмотров за полторы недели, и стало очевидно, что что-то в ней недооценено, что не такая уж это и шутка. Вероятно, есть вещи, которые иначе не сказать. И «Время N» интегральная часть не только альбома, но и всей сегодняшней жизни.

Если вам покажется, что настроение нового, 23 или 24-го (путают даже биографы) сборника БГ схоже с «Русским альбомом», Борис Борисович парирует: «А когда в России было хорошо? Что-то я такого не помню. Во времена «Радио Африки»? Когда ты едешь на полуподпольный концерт, в автобус заходят не очень молодые люди в кожаных плащах и говорят: «Все, ребята, приехали»? Тогда мы жили в концлагере. Севку – Всеволода Гаккеля – забирали с концертов, сажали в машину, провозили мимо его дома и говорили: «Смотри, ты видишь его в последний раз». Это было не самое приятное время». Нынешнее тоже не вдохновляет, хотя можно попробовать прожить его с пользой.

Краудфандинг на большой дороге

«Аквариум», по словам Бориса Борисовича, занимается звукозаписью каждый месяц, все это требует средств, и очень больших. Тратятся личные, берутся в долг, зарабатываются в том числе и краудфандингом. Речь идет не о каком-то конкретном альбоме, а о возможности продолжать процесс в принципе. Акция на «Планете» была одной из самых успешных за все время существования платформы: тогда, в 2015-м, группа собрала нужные 3 миллиона рублей за очень короткий срок, деньги продолжали переводить и после, так что всего было выручено 7,3 миллиона. Это покрыло примерно 50–60 процентов расходов, бывших на тот момент. «Я собираю деньги у всех, у кого могу, потом иду в студию и плачу, плачу музыкантам».

Но второй раз прибегать к новым технологиям было уже неудобно – со «Временем N» пошли по традиционному пути. «Можно выйти на улицу с обрезом, такой краудфандинг на большой дороге», – шутит мэтр.

Вообще интеллигентный и мудрый Борис Борисович за словом в карман не лезет и приложить может круто. Рассказывая о нашумевшем фильме о Викторе Цое, он отметил, что в сценарии «представлены сегодняшние московские хипстеры, которые, кроме как [совокупляться] за чужой счет, больше ничего не хотят делать». У зарождающегося в начале восьмидесятых поколения рок-звезд – Цоя, Науменко, Гребенщикова и других – была совершенно другая мотивация, так что сценарий ум естно назвать ложью от начала до конца, и человек, который его писал, даже не был на этой планете.

Продюсер ленты пообещал, что ни имя БГ, ни его песни фигурировать в картине не будут.

Кромешный дурдом

«Время N» получился интернациональным. В некоторых вещах здесь засветился Лио Эбрамс, которого Брайан Ино считает лучшим гитаристом новой волны. Сам Ино появляется в «Крестовом походе птиц», а в «На ржавом ветру» – участники King Crimson. В «Соли» играет тунисский скрипач Зиед Зуари: сперва с ним сотрудничали по электронной почте, потом он приехал в студию и один сыграл за 16 человек – «у операторов челюсть отвалилась».

Продюсерами выступили БГ и Стив Джонс, один из основателей Sex Pistols, причем они договорились, что на сведение Стив приходить не будет, так как он слышит звучание песен совсем иначе. «Потому что я их написал, зараза, а не ты!» – подводит черту БГ. В итоге из альбома было убрано 80 процентов того, что сделал Джонс. Спустя 45 лет существования коллектива Гребенщиков к своему творчеству относится крайне осознанно.

– Люди, которые занимаются теми же отраслями искусства, какими занимаюсь я, много тысяч лет назад обратили внимание на то, что человек может написать и спеть что-то, что еще не случилось. Кельты использовали поэтов для того, чтобы узнать, что будет дальше. Матрица событий – происходивших, происходящих и грядущих – уже существует. Сознание логическое неспособно с ней справиться, но то, что грубо называют интуицией, имеет к ней прямой доступ. Я мог в 1975 году написать песню и только в 2010-м понять, что имел в виду. И мне чудовищно жалко кретинов, занимающихся поп-музыкой, которые не понимают: то, о чем они поют, произойдет с ними самими. Они обрекают себя на кромешный – не ад даже – дурдом. К сожалению, в певцы идут люди, которые не всегда умеют думать.

«Аудитория есть всегда»

Сейчас Бориса Борисовича регулярно можно послушать на «Радио России» в программе «Аэростат». Делать видеоблог он отказывается – ненавидит «свою морду на экране». Было бы здорово, если б «говорящей головой» выступал Джонни Депп, который, к слову, когда-то должен был играть БГ в одном фильме, но не срослось.

А канал был выбран потому, что вещает изо всех точек, можно зайти в любую деревню и услышать из ретранслятора именно его. Когда-то в интервью БГ обмолвился: «Вот на этом радио я бы работал». На следующий день ему позвонил директор канала и спросил: «Правда?» Так начался «Аэростат».

Если вернуться ко «Времени N», то даже после записи альбом продолжает жить своей жизнью. С песней «Ножи Бодхисаттвы» продолжают работать до сих пор, она может пойти дальше. На диске девять композиций, хотя предполагалось минимум 14. «Любой альбом – это симфония. Сочетание разных вещей, которые, складываясь вместе, становятся больше чем просто суммой. И если люди этого не услышат, существуют невидимые силы, которые так его и воспринимают. Аудитория есть всегда».

_________________

Кстати

По специальному требованию

Презентация «Времени N» была совмещена с рассказом о втором фестивале «Части света», который пройдет 8 сентября в Юсуповском саду (Санкт-Петербург) и куратором которого является Борис Борисович.

Стали известны подробности об артистах: кроме «Аквариум International», когда на сцену с основным составом поднимется минимум одна приглашенная звезда, в нем примут участие группа «Мельница», британско-нигерийская Ibibio Sound Machine, блиставшая на последнем финском Flow, и израильская Gulaza, перепевающая традиционные йеменские женские песнопения.

На вопрос, как организаторы собираются бороться с возможным запретом торговли на массовых мероприятиях, который в данный момент рассматривается депутатами ЗакСа, Илья Бортнюк, генеральный директор «Светлой музыки», организатора фестиваля, пошутил, что у него есть тайное разрешение на торговлю от главного лица страны. «Но оно настолько тайное, что его можно показывать только по специальному требованию».

 

7 июня — A2 Green Concert (Санкт-Петербург) – «Аквариум»

 

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes