Небожители в переплете

В музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков новые выставки. Как любит МИСП – сразу три. Первая, удивительная: Валерий Ватенин, «Вселенная внутри» (до 18 ноября, как и прочие). Ватенин прожил короткую жизнь – 44 года, – и погиб в автокатастрофе. Свою судьбу он предчувствовал, и окружающие могли бы догадаться: когда Валерий садился на любимый мотоцикл и возвращался в гипсе, с переломанными ногами, – это был маленький звоночек сверху. Первый звоночек.

Ватенин называл свой метод синтетическим реализмом. Был одним из создателей группировки «Одиннадцать», чьи выставки в 1972 и 76 годах потрясли Ленинград. Он и сейчас невероятно актуальный. Бытовые сцены очень хороши, экспрессионизм 20-х годов просвечивает в них, эта вечная эмоция, часто тоска и драма. Музы-модели, натурщицы – диво как хороши: очень ярких модильяниевских цветов, скульптурные тела – «и розы, и лилии, и в мелких завитках».

Но самое лучшее у Валерия Ватенина – иконопись. Которую надо бы назвать подражанием религиозной традиции, однако, сдается, никакое она не подражание, вполне оригинальный жанр. Основное здесь – «Житие живописца Ватенина», автор писал его долгих шесть лет, с 1968 по 1973-й. В центре сам художник, лысый, остролицый, бородатый, в зеленой, расстегнутой на груди рубахе. Вокруг – картины его жизни: вот мать сидит у кровати маленького Валеры. Вот художник с друзьями склонился над столом, на котором – одна лишь зеленая бутыль. Бытовые зарисовки сменяют одна другую, купола спорят с песочными часами. Чтобы в правом нижнем углу появилась финальная картина: на черном фоне перевернутое лицо автора. Могила? Скорей всего.

Вторая выставка – совместно с издательством «Вита Нова» – «Попавшие в переплет». 40 листов графики, среди которых авторства Михаила Шемякина, Давида Плаксина, Михаила Карасика, Валерия Мишина, Михаила Гавричкова, Александра Траугота и многих других. Петербургские художники вступают в диалог с писателями и поэтами, от Леонида Андреева, мимо Юрия Олеши, до Сергея Довлатова с Даниилом Граниным.

Наконец, третья – «Небожители, творцы, шедевры…», на которой собраны работы пяти художников разных поколений. Мария Кулагина, Ирина Старженецкая, Павел Никонов, Лев Табенкин, Леонид Тишков. Пять художников – пять мастерских. Отдельное пространство занимают документальные фотографии Рауля Скрылева, запечатлевшего авторов в интерьерах московских студий. Все это на третьем, самом выигрышном этаже: в окна отсюда виден канал Грибоедова.

Впрочем, МИСП вообще стал пространством, где приятно находиться вне зависимости от наполнения: сидеть на изогнутой скамье, рассматривать рисунки на стенах во внутреннем дворе, пить крепчайший кофе – два по 50 – и никуда не бежать.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes