История невозможности быть вместе

Проект «Квартира» растет и развивается. После выпуска спектаклей с участием людей с ментальными особенностями «Разговоры» и «Фабрика историй», режиссер Борис Павлович решил вновь обратиться к творчеству ОБЭРИУтов и «Разговорам» Леонида Липавского – на сей раз вместе с командой профессиональных актеров.

Текст Липавского – это вольная запись разговоров поэтов-чинарей, которые собирались в 1933-34 годах в его квартире, уcтраивая своего рода закрытые философские салоны. Липавский, естественно, вёл записи постфактум, так что мы не можем относиться к его тексту как к историческому документу – скорее, это авторское произведение, жанр которого сам Леонид Савельевич определял как «фотографирование разговоров». Текст в любом случае является документом, так как запечатлел один из важнейших литературных хэппенингов ХХ века.

В «Разговорах» мы видим хорошо знакомых нам «великих» – Хармса, Введенского, Заболоцкого, Друскина, Олейникова – в странной ситуации бесконечной необязательной беседы, почти не затрагивающей вопросы личного творчества. Только пару раз за два года они впрямую обсуждают стихи Введенского или философские наброски Липавского. Творчество каждого происходит за кадром, в одиночестве, как, впрочем, и бытовая повседневность – за кадром остаются перипетии личных, служебных, социальных неурядиц. Кажется, что герои говорят о чём угодно кроме главного. Вернее, «главное» проявляет себя в каждой теме, которую они поднимают, будь то гравитация, кулинария, история, оптика или теория языка.

В начале «Разговоров» участники разражаются развёрнутыми списками того, что их интересует. Это вдохновенные монологи полных жизни и страсти художников. Им ещё всё интересно. Постепенно внутренние противоречия в группе нарастают, энергия творчества падает, энергия неприятия и нетерпимости возрастает. Последняя запись – горькая констатация невозможности быть вместе, тем более горькая, что мы знаем, какое тотальное одиночество ожидает за стенами этой квартирной утопии каждого из «чинарей». Собственно, ужас, исследование которого предполагается в рамках спектакля – это история крушения одной из самых человечных утопий ХХ века, история невозможности быть вместе даже близким по духу людям.

Действие разворачивается в реальном времени и общем пространстве со зрителями. Герои распределяются в пространстве, одновременно парами и тройками сходясь в словесных поединках в разных местах. У зрителей есть возможность выбирать, где и за кем им следить. Время от времени случаются зоны молчания, или все, устав от напряжения мысли, садятся пить чай.

Липавский знал, что некоторые из его гостей-собеседников не выносят друг друга, и каждый раз собирал их в разные «пасьянсы»: Хармса с Введенским, Друскина с Заболоцким, Хармса с Олейниковым и так далее, но никогда не всех разом. Собственно, именно поэтому Борис Павлович и предназначает себе его роль – скрытого «режиссёра» обэриутских разговоров, психолога и наблюдателя, одержимого философией «фотографирования разговоров». Тогда как остальных героев играют их ровесники-актёры.

Спектакль создан фондом «Альма матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

Продолжительность – 3 часа без антракта.

«Исследование ужаса»: 30 и 31 января 2019 в 19:00, Санкт-Петербург, Мойка, 40, социокультурное пространство «Квартира». Для зрителей старше 16 лет.

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Введите код * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Славянка Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes Premium WordPress Themes