
Целых 18 лет футбольная Россия воспринимала шесть поражений московского «Спартака» в Лиге чемпионов с общим счетом 1:18 осенью 2002-го, как символ абсолютного дна, на которое в ту пору опустился наш клубный футбол. Но осенью 2020-го наши представители в Европе совместными усилиями, похоже, пробили это дно. Как говорил Станислав Ежи Лец, «снизу постучали».
Впереди еще последний тур групповой стадии в Лиге чемпионов и в Лиге Европы, но итоги можно подводить уже сейчас. Еврокубковая кампания российских клубов, начавшаяся с того, что «Динамо» и «Ростов» не смогли преодолеть предварительный барьер в лице абсолютно проходимых соперников (соответственно, грузинского «Локомотива» и израильского «Маккаби») и выйти в групповую стадию Лиги Европы, продолжилась так же бесславно. Уже как-то и не с руки в очередной раз напоминать, что на данный момент в групповых турнирах двух еврокубков у российских представителей на четверых — ровно одна победа в 20 матчах. На этом абсолютно провальном фоне единственным относительным позитивом можно считать выступление «Краснодара», который пробился через сито отбора в группу Лиги чемпионов, а там сумел одержать ту самую единственную российскую победу (над французским «Ренном»), открывшую ему дорогу в весеннюю стадию плей-офф Лиги Европы. На фоне остальных наших представителей и такое достижение уже воспринимается почти прорывом. Да, перед последним туром сохраняет теоретические шансы выйти в евровесну и «Локомотив», но такой расклад, включающий обязательную выездную победу железнодорожников над сильнейшим клубом Европы — «Баварией», выглядит совсем уж фантастическим.
Что же касается «Зенита», то перед заключительным матчем нынешней лигочемпионской кампании, который команда Сергея Семака проведет на «Газпром-Арене» против дортмундской «Боруссии», gетербуржцы уже лишились всех шансов уйти с последнего места в группе. Если вспомнить, что при жеребьевке «Зенит», в отличие от всех остальных представителей России, был посеян из первой корзины (а значит, гарантированно не имел в соперниках никого из грандов европейского футбола), иначе как абсолютным фиаско это выступление никак не назовешь.
Что же все-таки случилось с нами в этом году? Можно, конечно, в очередной раз кивнуть на злосчастный ковид. Мол, между окончанием прошлого чемпионата России и началом нынешнего из-за истории с пандемией вообще не было паузы — а, значит, у клубов не было и возможности провести хоть какую-то подготовку к сезону. Но этот, на первый взгляд, убедительный аргумент разбивается в пух и прах простым возражением: разве проблемы с пандемией были только в России? Почему же на это уютное и обжитое футбольное дно снизу постучали именно нам?
Наверное, проблемы все-таки стоит искать глубже. И наш нынешний кризис имеет сугубо футбольную природу — она в том, что пропасть в интенсивности игры в нашей премьер-лиге и ведущих европейских чемпионатах с каждым годом становится все глубже. И если в очередной раз попытаться списать все на ковид, даже не попытавшись поставить нашей болезни правильный диагноз, то лечение ее рискует затянуться на годы.
Владимир ЮРИНОВ